Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики - Ведомость оцеркви 1851 год
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Чувашская Митрополия.Чебоксарская Епархия. Третье благочиние.

Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики

Сайт создан по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов
Яндекс.Метрика

Ведомость оцеркви 1851 год

 

Ведомость

о церкви 5-го класса

Казанской Божией Матери Чебоксарского уезда села Сундыря

за 1851-ый год

 

1) Построена 1761 года, тщанием оной церкви прихожан.

2) Зданием каменная, с таковой же колокольнею и оградою, крепка.

3) Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Казанской Божией Материи и в приделе теплом во имя Святителя и Чудотворца Николая.

4) Утварью достаточная.

5) Притча издавна положено: Священник-1, Диакон -1, Дьячек-1 и Пономарь -1; а же Высочайше утвержденным в 22-ой день ноября 1845 года нормальным сельским церквам положено: Священник- 1, Дьячок-1 и Пономарь-1.

6) Земли усадебной при сей церкви не имеется, а была отведена таковая только под дома Священноцерковнослужителей в 1834 году по воле прихожан на ровно с ними по десяти сажен по поперечнину; но после пожара, бывшего в селе Сундырь 1847 года сентября 6 дня, оная земля была застроена обывательскими домами, кроме пономарского и половины диаконского. На бесспорное владение сею землею в церкви никаких документов нет и не было. Впрочем, в прошении, поданном Его Высокопреосвященству священником Михаилом Кедровым, благочинный Матвей Некрасов, по указу Консистории от 11 мая за №2121 за октября прошлого 1849 года потребовал от прихожан, чтобы церковная земля, построенная обывательскими домами, была возвращена церкви во всегдашнею и неотьемлимую ее собственность. Прихожане объяснили, что земля была отведена под обывательские дома без всякого их желания и согласия, по распоряжению Сундырского волостного правления, и согласны, чтобы сия земля принадлежала всегда церкви, оставя одну только келью до смерти вдвовы, которая в ней живет; а другой дом положено снести, и который в земле, утвержденной прихожанами за церковью; но законных актов на сие нет никаких. Пашенной земли 30 десятин и сенокосной 3 десятины. Межевые столбы и межи в 1847 году в оной земле возобновлены землемером Овечкиным; но плана и межевой книги и никаких других документов на оную землю в церкви не имеется, по не старанию о сем прихожан. И хотя священнослужители вследствие предписания Епархиального начальства в 1828 году и наставают у них истребовать, откуда следует, плана и межевую книгу на оную церковную землю; но сии настояния остаются тщетными. Дела о сей земле не производятся. Священноцерковнослужители пашенной землей сами не владеют, а отдают эту землю в наем по годно за 45 р. 71 коп. серебром в год, без законных на то актов; а сенокосною владеют сами. По высочайше утвержденному в 6 день декабря 1829 года мнению Государственного Совета межеваний земли вновь не было.

7) Дома у священнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле; у дьячка Михаила Парисова место под домом хотя и куплено, но прихожанами отведено для церкви.

8) На содержание священнослужителей с 1845 года получается из Государственного казначейства 202 р. серебром в год, в том числе 16 р. просвирне. Из оного оклада вычитается по 2 коп. с рубля в состав особого капитала для пособия духовенству, денежных доходов от прихода в течение года получено 185 рублей серебром. Хлебных доходов не имеется. Содержание священников достаточно, а причетников посредственно.

9) Зданий, принадлежащих церкви как то: Богаделен, домов, лавок и прочего нет, а есть только часовня, приделанная к ограде с северной стороны на углу, в которой поставлены ветхие иконы, из кружки, поставленной в сей часовне, в течение настоящего года вынуто 45 коп. серебром.

10) Расстоянием сия церковь от Консистории 110 верстах, от Духовного Правления в 30 , а от местного Благочинного в 20.

11) Ближайшие к сей церкви суть: в том же селе Троицкая в полуверсте и села Сотникова Введенская в 10 верстах.

12) Приписной церкви нет.

13) Домовой в сем приходе церкви нет.

14) Опись церковному имуществу есть, сделана 1818 года ноября 13 дня, скреплена бывшим присутствующим Чебоксарского духовного Правления Введенского собора Протоиереем Георгием Еделевским и утверждена печатью оного же Правления.

15) Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Духовного Правления даны, приходная сего 1851 года января 4 дня, расходная 1823-го мая 8-го дня, ведутся исправно и хранятся в целости же.

16) Копии с метрических книг с 1820 года хранятся в целости.

17) Исповедные росписи с 1820 года хранятся в целости же.

18) В обыскной книге, выданной за шнуром и печатию Казанской Консистории февраля 21 дня 1845 года и скрепленной присутствующим Воскресенской церкви священником Андреем Иорданским, писанных листов 64 и неписанных сих 88.

 

 

 

Штатные служащие

 

Священник Михаил Иоаннов Кедров, диаконский сын, 28 лет, по окончании курса в Казанской семинарии был уволен с аттестатом первого разряда.

1845 года февраля 25 дня посвящен во священники Чебоксарского уезда Яндашево к Никольской церкви Высокопреосвященнейшим Владимиром бывым Архиепископом Казанским, по случаю уничтожения при сей церкви одного священнического места, был оставлен вне штата. В 1847 году по Указу Консистории от 12 августа за №4497 был определен в должность Наставника в Яндашевское сельское приходское училище, каковую должность проходил до 14 июня 1848 года, а в сем месяце вследствие Резолюции Его Высокопреосвященства, по Указу Консистории от 5 дня за №3220 переведен на настоящее место.

1849 года по Указу Духовного Правления от 15 декабря 1849 года за №418 возложена на него обязанность преподавать народу катехизическое учение.

1850 года Господин Чебоксарский Окружной Начальник Пятунин отношением своим от 12 апреля за №2029 поручил занять должность наставника в Сундырском сельском училище на место бывшего учителя Троицкого впредь до определения другого наставника, в сем училище он занимается и доселе.

Грамоту и перехожий Указ имеет. Из местных языков чувашский понимает, но объясняться на том языке свободно не может.

В семействе у него:

жена- Ольга Яковлева, 25 лет.

дети- Иоанн, 6 лет, учится читать, Гурий -1 год.

 

В год провел восемь поучений собственного сочинения, еще приготовлено двенадцать катехизических бесед, поучения народу предлагались и книжные. Хорошего поведения. Судим и отштрафован не был. Вдове диакона Анны Львовой - родной сын.

 

 

Дьячек Михаил Федоров Парисов, дьячковский сын, 53 года, по исключению из Синтаксического класса бывшей Казанской Академии в 1813 году июля 30 дня был определен в дьячка Чебоксарского уезда села Чемурша к Сретенской церкви. 1815 года декабря 8 дня переведен на настоящее место и 1816 года августа 19 посвящен в стихарь Высокопреосвященнейшим Амвросием бывым архиепископом Казанским.

Грамоту имеет, двуженец, из местных языков Казанской Епархии не знает ни одного.

Жена его- Екатерина Спиридонова, 31 год.

Дети их- Екатерина, 14 лет, читать и писать умеет.

Александра, 12 лет, читать и писать умеет.

Петр Парисов, 9 лет, обучается в Чебоксарском приходском училище в 2 классе, на содержании отца.

Константин, 3 года.

 

Чтение, пение и катехизис хорошо. Поведения хорошего. Ни с кем в родстве не состоит.

Штрафован был за самовольное вступление в брак с крестьянской дочерью взысканием на вдов и сирот 5 рублей денег.

С 1824 по 1826 год состоял под судом по грубости и ослушанию в пьяном положении  оказанным благочинному и был назначен к отсылке в Казанский Архиерейский дом для исправления его вместе с бывшим сей церкви диаконом Тимофеем Киаксаровым, но по Всемилостивейшему Высочайшему Манифесту в 22день августа 1826 года состоявшемуся от суда освобожден.

В 1830 году по делу о бывшем в 1829 году мая 14 дня в селе Сундырь пожаре и о пропавшей общественной кружки с деньгами 55 рублей, вынесенной из церкви с диаконом Киаксаровым, по решению Казанской палаты Уголовного Суда причту объявленному в утраченной оной кружки вместе с диаконом Киаксаровым оставлен под сомнением, и велено с него взыскать половинную часть общественных денег 24 рубля 50 копеек, но таковых не внес, а под писал в оправдание под тем решением отзыв, по коему вновь предписания еще не проведено никакого.

 

Пономарь Прокопий Иванов Борисов, 45 лет, пономарский сын, из низшего отделения Казанской семинарии в 1825 году марта 12 дня был определен Чебоксарского уезда села Бишево к Христовоздвиженской церкви во дьячка, и в стихарь посвящен Высокопреосвященнейшим Амвросием бывшим Архиепископом Казанским. 1829 года ноября 25 дня переведен на настоящее место.

Грамоту и перехожий Указ имеет. Вдов, из местных языков чувашский отчасти понимает. Чтение, пение и катехизис хорошо. Поведения хорошего. Ни с кем в родстве не состоит. Судим и отштрафован не был.

Дети его: Агриппина, 23 года, в феврале месяца сего года выдана в замужество, читать и писать умеет. Александра, 21 год, читать не умеет. Мария, 17 лет, читать не умеет. Глафира, 13 лет, писать умеет. Николай , 11 лет, писать умеет.

 

Просфирня Олимпиада Феодорова, 56 лет, вдова Лаишевского уезда села Елани умершего Диакона Алексея Александрова Сундырского жена, определена 1846 года декабря 2 дня. Поведения хорошего. Ни с кем в родстве не состоит. Не штрафована.

 

 

Заштатный не служащий.

Учитель сельского приходского училища Петр Михайлов Афонский, 22 года, диаконский сын, по окончании курса в Казанской Семинарии был уволен с аттестатом 2 разряда, в сем 1851 году июля 7 дня определен в сию должность по билету данному ему из Казанской Консистории за №3594, но еще к должности не поступил.

 

Сиротствующие.

Бывшего в сем притче Диакона Петра Гаврилова Клировского жена вдова Евгения Егорова, живет в своем доме, на собственном пропитании от работы. Поведения весьма хорошего. Ни с кем в родстве не состоит. Не штрафована.

У ней в семействе дети:

Евпраксия, 13, лет, читать и писать умеет.

Александра, 11 лет, читать и писать умеет.

Екатерина, 9 лет, учится читать. Живут на пропитании попечительства и получают то него двенадцать рублей серебром в год.

 

Бывшего при Троицком соборе города Козьмодемьянска Диакона Ионна Алексеева Кедрова жена вдова Анна Львова, 56 лет, живет на пропитании выше писанного священника Михаила Кедрова. Поведения хорошего. Священнику Михаилу Кедрову –родная мать.

 

 

 

 

 

 

Приходские селения

В селе Сундырь: (число душ):

военных отставных – 4 двора, 8 муж. и 4 жен.

мещан -1 двор, 3 муж. и 6 жен.

казенных крестьян- 121 двор, 334 муж. и 388 жен.

 

В приходских к оному селу деревнях:

1.      Коноваловой (в полуверсте):

военных отставных – 2 двора, 5 муж. и 3 жен.

казенных крестьян- 38 дворов, 114 муж. и 150 жен.

 

2.      Новом починке (в 2 верстах):

военных отставных – 6 дворов, 21 муж. и 26 жен.

казенных крестьян- 131 двор, 364 муж. и 431 жен.

 

3.      Чекурском Сундырском выселке (в 25 верстах):

казенных крестьян- 6 двор, 20 муж. и 17 жен.

 

4.      Первой Казенной Лапшинской даче (в 12 верстах через Волгу):

постоянной лесной стражи - 1 двор, 7 муж. и 8 жен.

 

Итого : 310 дворов, 876 муж. и 1056 жен.

Раскольников секты поповщина : 5 дворов, 1 муж. и 9 жен.

 

А всего: 315 дворов, 877 муж. и 1065 жен.

 

 

 

Основание: Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 4, Опись 83, дело 335.


Назад к списку