Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики - Ведомость о церкви, Свято-Троицкий собор, 1847 год
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Чувашская Митрополия.Чебоксарская Епархия. Третье благочиние.

Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики

Сайт создан по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов
Яндекс.Метрика

Ведомость о церкви, Свято-Троицкий собор, 1847 год

 

Чувашский Государственный Исторический Архив

Фонд 225, опись 1, дело 217.

 

Ведомость церкви 4 класса

Троицкой Чебоксарского уезда  села Сундыря 1847 года

 

1.      Построена тщанием прихожан в семнадцатом столетии,  но в котором году неизвестно.

2.      Зданием каменная с таковыми же колокольнею и оградою, крепка.

3.      Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Живоначальной Троицы и в приделе теплом во имя Тихвинская Божия Матери. Внутри колокольни устроена вторая церковь холодная, с престолом во имя Святого пророка Илии, твердая.

4.      Утварью достаточная.

5.      Причта состояло по штату издавна и ныне по новому штатному положению Святейшего Правительствующего Синода Высочайше утвержденному 22 день ноября 1845 года, состоит Священник один, Дьякон один, дьячок один и пономарь один.

6.      Земли при сей церкви усадебной четверть десятины, пашенной и сенокосной тридцать три десятины, плана и межевой книги на оную не имеется и прихожане о истребовании оных, откуда следует, не пекутся, хотя им о сем Священноцерковнослужителями в следствии предписания Епархиального начальства в прошлом  в 1828 году и объявлено, дела  ни какого о сей земле не производится, священнослужители всею землей владеют сами, но пашенной земли не обрабатывают, а отдают ее в наем погодно посторонним лицам без законных на то актов с получением за оную по 110 рублей в год ассигнациями. По положению Государственного Совета в 6 день декабря 1829 года Высочайше утвержденному к сей церкви добавки земли нисколько не сделано и межевание не производилось.

7.      Дома у священнослужителей собственные, деревянные, построены у Священника на церковной площади, в у Дьякона с причетниками в плановых улицах на отведенной в 1834 году земскою полициею земле. На все таковые места имеется акт от 23 августа 1834 года за №307, Чебоксарским Исправником Ивановым на имя местного Священника и Благочинного Самуилова в виде отношения данный.

8.      На содержание Священноцерковнослужителей по новому штатному положению получается с 1 мая прошлого 1845 года жалованья от казны по классу церкви со включением оклада на просфорню двести девяносто два рубля серебром. Содержание их достаточно.

9.      Здания, принадлежащие сей церкви есть: три небольшие каменные, в связи построенные кельи, у которых в пожаре 1834 года крыши, потолки, полы и сени сгорели и доселе не поправлены по неявке желающих поправить оныя прихожан собственным капиталом, церковную же сумму употреблять на сие воспрещено.

10.  Расстоянием сия церковь от Консистории в 110 верстах, от Духовного Управления в 30, местный благочинный есть сей же церкви Священник.

11.  Ближайшие к сей церкви суть: в оном же селе Казанская расстоянием в полуверсте, Царевококшайского уезда села Кокшайска Покровская в 5 и Чебоксарского уезда села Сотниково Введенская в 10 верстах.

12.  Приписной церкви нет.

13.  Домовой церкви в сем приходе ни у кого нет же.

14.  Опись церковному имуществу есть, выдана в 1823 году от Чебоксарского Духовного правления, скреплена бывшим присутствующим Священником Евфимием Пальмовым, утверждена печатью онаго же правления, а написана в марте 1846 года.

15.  Приходорасходныя книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Чебоксарского Духовного правления даны: приходная 1842 года января 3 дня, а расходная 1823 года в маю месяце, ведутся исправно и хранятся в целости.

16.  Копии с метрических книг с 1780 года хранятся в целости.

17.  Исповедных росписей до 1816 года всех по порядку нет, а также за 1819, 1821 годы в наличии не имеется, а когда и кем они утрачены неизвестно, прочие же все по сей 1847 год хранятся в целости.

18.   В обыскной книге выданной за шнуром и печатью Чебоксарского Духовного правления 1834 года в январе месяце и скрепленный присутствующим онаго правления Священником что ныне протоирей, Андреем Скарабевским, писанных листов 185, неписанных остается 13.

 

Священник и благочинный Михаил Васильев Самуилов, Дьякничивый  сын, 52 лет.

В продолжение курса богословского учения  в бывой Казанской Академии с определения Академического правления исправлял Сениорскую должность, заведывая сверх нравственной и экономическую часть.

1814 года января 11 дня определен быть учителем той же российского класса, а по закрытии оного того же года ноября 20 дня переведен в нижний информаторический класс, от сей должности уволен с аттестатом от семинарского правления, данным 1818 года в сентябре месяце за №45 того же 1818 года.

Декабря 6 дня посвящен Правящим Амвросием Архиепископом бывым Казанским Чебоксарского уезда села Карамышево к Боголюбской церкви во Священника, а из оного села 1826 года мая 20 дня по его желанию и прошению переведен на настоящее место.

Грамоту и переместительный указ имеет. Из местных языков знает отчасти чувашский, но написать и говорить и свободно объясняться не может.

1820 года декабря 4 дня возложена на него должность благочинного.

1823 года в ноябре месяце утвержден в Сотрудника Казанского Духовного попечительства. 

В 1829 году августа 19 дня получил Архипастырское повеление носить при священнодействии набедренник, в 1835 году Всемилостивейше награжден скуфьею, а в 1840 году - камилавкою, но ни на один знак отличия свидетельства не имеет.

Сверх сего четверократно было объявлено ему Архипастырская признательность:

а) в 1822 году Указом Чебоксарского Духовного правления от 30 сентября за №664 за значительное собрание суммы в пользу греческих и молдавских посланников,

б) в 1829 году Указом Казанской Духовной Консистории от 21 декабря за №8684 за подвиг в обращении новокрещенных от заблуждений язычества к  православию,

в) в 1830 году Указом Чебоксарского Духовного  правления от17 января за №14 за таковые подвиги в обращении новокрещенных и

г) в 1837 году выпискою из журнала Казанского Духовного попечительства от 5 апреля за №225 за попечение о сборе денег в пользу бедного духовенства.

В ведомстве его благочиния сначала состояли и ныне состоят церкви Чебоксарского уезда села: Карамышево Боголюбская,  Янцобулово Вознесенская, Шутнерево  Рождество Богородицкая, Красного Яра Вознесенская и Помъял Вознесенская.

Потом, Указом Казанской Духовной Консистории приписано к оному ведомству две церкви Чебоксарского уезда, а именно 1) 1821 года ноября 18 за №6098 село Аттиково Преображенская и 2) 1829 года июня 4 числа за №3048 села Сундыря Троицкая, обе из ведомства благочинного того села Сундыря Казанской церкви протоиерея Иоанна Коршунова, а того уезда село Помъял Вознесенская  по таковому Указу Консистории 1824 года июня 24 за №5008 была отчислена в смотрение благочинного Казанского уезда  села Алать Священника Андрея Вознесенского, в 1830 году по резолюции Его Высокопресвященства в Указе Чебоксарского Духовного правления от 14 января за №14 избравленной паки причислена к сему ведомству.

Пономарю Петру Александрову свояк троюродный.

Судим и отштрафован не был, под и под следствием не состоит.

В семействе у него: жена – Анна Васильева,42 лет.

Дети: Александр Самуилов, 11лет, обучается в низшем отделении Чебоксарского Духовного уездного училища на содержании  отца. Елизавета 10 лет, читать и писать умеет.

 

Диакон Андрей Семенов Денисов, Диаконский сын, 54 лет.

По исключении из класса поэзии бывой Казанской Академии 1808 года в ноябре месяце проповеден Павлом Архиепископом бывым Казанским в пономаря Цивильского уезда села Буртас к Покровской церкви, а в1818 года октября 13 дня посвящен Амвросием Архиепископом бывым Казанским в Дьякона к сей Троицкой церкви.

Грамоту имеет.

Из местных языков знает чувашский, но оном свободно объясняться не может.

Жена его: Екатерина Александрова, 51 лет.

Дети: Матрона 25 лет, Мария 22 лет, Устинья 21 лет, Татьяна 19 лет. Дети читать и писать умеют.  Агриппина в июне сего года поступила в замужество.

 

Дьячок Никита Сидоров Ариев, 26 лет, пономарский сын.

По исключении из высшего отделения Свияжского Приходского училища 1835 года декабря 24 дня определен в пономаря и в стихарь посвящен Преосвященнейшим Филаретом бывым Архиепископом Казанским Цивильского уезда в село Подгорные Тимяши к Михайло-Архангельской церкви, а прошед 1844 года Указом Казанской Духовной Консистории от 24 октября за №5124 по его желанию и прошению переведен к сей Троицкой церкви на Дьячковское место.

Грамоту и переместительный указ имеет.

На чувашском языке может говорить и объясняться посредственно.

Чтение, пение и катехизис хорошо. Поведения хорошего. Ни с кем в родстве не состоит. Судим и отштрафован не был, под судом и следствием не состоит.

Жена его: Любовь Тимофеева, 24 лет. Дочь: Елизавета 5 лет.

 

Пономарь Петр Александров, Диаконский сын, 45 лет.

Из необучавшихся 1815 года марта 25 дня Указом Казанской Духовной Консистории определен к сей Троицкой церкви в должность пономаря. 1827 года октября 4 дня посвящен в стихарь Амвросием Архиепископом бывым Казанским.

Грамоту имеет. Местных языков Казанской епархии никаких не знает. Чтение и пение очень хорошо, катехизис недостаточно.

Священнику Самуилу троюродный свояк.

Поведения худого. В феврале 1838 года обязан строжайшей подпискою всемерно удаляться от пьянства,  в 1840 году был судим. За пьянство отштрафован в том же году посылкой в Чебоксарский Троицкий монастырь на один месяц в монастырские труды и послушание, в 1844 году судим по делу о причинении им жестоких побоев жене своей, по оному обязан строжайшей подпиской в скромном и совестливом обращении его от него. Ныне под судом и следствием не состоит.

Жена его: Анна Васильева, 44 лет.

Дети: Василий, 16 лет, обучается в низшем отделении Казанской семинарии на содержании отца. Петр Надеждин, 9 лет, в низшем отделении  Чебоксарского Духовного Приходского училища на содержании отца. Александра 18 лет.

 

 

Просфорня вдова сей церкви умершего Дьячка Семена Ишевского жена Евдокия Алексеева , 41 лет, определена в сию должность Указом Казанской Духовной Консистории от 6 апреля 1842 года за №1737, поживает в своей келье, получает от казны штатного жалованья шестнадцать рублей серебром. Ни с кем в родстве не состоит.

Дети ея: Александр Ишевский, в июне прошедшего 1846 года изключенный из высшего отделения Чебоксарского Духовного уездного училища, ныне определен в послушание  Чебоксарского Троицкого монастыря. Екатерина 24 лет, Мария 18 лет –на собственном содержании от работы. Александра 15 лет, на содержании попечительства, получает от оного в год пособие пять рублей серебром. Все читать и писать умеют.

 

 

Заштатных священноцерковнослужителей не имеется.

 

Сиротствующие:

Бывшего в сем причте Дьячка Стефана Герасимова дочь - девица Матрона, на собственном пропитании от работы, за неимением своего дома проживает по квартирам.

 

Бывшего Казанского уезда села Ялани умершего Диакона Алексея Александрова жена Алимпиада Федорова, исправляет свою должность просфорни  того же села Сундыря Казанской Богородицкой церкви , получает штат ного жалованья шестнадцать рублей серебром, поживает в кельи деверя села Помъял Священника Стефана Александра Сундырского. Александрову сноха.

Бывшего Чебоксарского уезда села Сотниково при Введенской церкви умершего Дьякона Луппа Иванова дочь девица Прасковья, 62 лет, живет в собственной кельи на своем пропитании от работы. Ни с кем  не в родстве. Поведения хорошего.

 

О прихожанах означенной церкви

В селе Сундырь:

военных – 5 дворов, 12 муж. и 21 жен.

мещанских – 2 двора , 9 муж. и12 жен.

казенного ведомства крестьян – 149 дворов, 424 муж. и 511 жен.

Раскольников, так называемых поповщина -   -, 11 муж. и 13 жен.

 

В приходских к оному селу деревнях:

 

1.Денисовой (в полуверстах и препятствий нет)

военных – 3 дворов, 9 муж. и 10 жен.

казенного ведомства крестьян – 41 дворов, 117 муж. и 143 жен.

 

2. Ворошиловой (в трех верстах и препятствий нет)

военных – 1 двор, 2 муж. и 1 жен.

казенного ведомства крестьян – 35 дворов, 94 муж. и 101жен.

 

3. Моляковой (в четырех верстах и препятствий нет)

военных – 5 дворов, 7 муж. и 8 жен.

казенного ведомства крестьян – 17 дворов, 48 муж. и 57жен.

 

4. Чекурский выселок (в 25 верстах, препятствует дальное стояние)

казенного ведомства крестьян – 6 дворов,17 муж. и 24 жен.

 

5. Омачкиной

военных – 1 двор, 3 муж. и 13 жен.

умершего помещика подполковника Александра Селиванова  крестьяне – 19 дворов, 76 муж. и 42 жен.

помещика Дмитрия Егорова Лупиндина, который тут не живет, крестьяне – 10 дворов, 35 муж. и 25 жен.

помещицы вдовы Губернской Секретарши Марфы Григорьевой Зиновьевой, которая тут не живет, крестьяне -1 двор, 5 муж. и 3 жен.

вольноотпущенных из крестьян той же помещицы Зиновьевой – 1 двор, 4 муж. и 3 жен.

 

6. Нерядовой  

живет девица из дворян Елизавета Локтина – 1 двор, - и 1 жен.

помещиков Локтиных , которые тут не живут, дворовых людей  - -, 2 муж и 6 жен.

                                                                                 крестьян -18 дворов, 58 муж. и 60 жен.

 

в оной же деревне вышеозначенныя

умершего помещика Селиванова дворовых людей -1 двор, 3 муж. и 4 жен.

                                                         крестьян – 19 дворов, 54 муж. и 54 жен.

                                                         вольноотпущенных -  -, 3 муж. и 4 жен.

и помещика Лупандина, который тут не живет, дворовых людей -1 двор, 3 муж. и 2 жен.

                                                                                   крестьян – 13 дворов, 34 муж. и 34 жен.

в оной же деревне военных – 1 двор, 2 муж. и 1 жен.

 

Итого: 350 дворов, 1024 муж. и 1177 жен.

В селе Сундырь раскольников, так называемых поповщина -   -, 11 муж. и 13 жен.

 

 


Назад к списку