Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики - Ведомость о церкви, Свято-Троицкий собор, 1862 год
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Чувашская Митрополия.Чебоксарская Епархия. Третье благочиние.

Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики

Сайт создан по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов
Яндекс.Метрика

Ведомость о церкви, Свято-Троицкий собор, 1862 год

 

Ведомость о церкви 4 класса

Троицкой Чебоксарского уезда Мариинского Посада,

за 1862 год.

 

1.      Устроена тщанием прихожан в начале осмнадцатого столетия, но в котором году никакого сведения в церкви не имеется.

2.      Зданием каменная, с таковою колокольнею и оградою, крепка. А ограда весьма ветха и частея с северной стороны на десять сажень в апреле 1859 года разрушилась. Посему случаю указом Казанской Духовной Консистории от 13 августа за№4216 приписано как сию ограду, так и каменные кельи разобрать до основания в1859 году. Хотели разобрать только опасные места ограды на протяжении 35 сажень и две стены крайней к югу кельи, а прочее оставить до 1860 года. В сим году ограды нисколько не разбиралось, а две каменные кельи поправлены на кошельковую сумму с разрешения Епархиального Начальства, а по указу Казанской Духовной Консистории 19 сентября за №6273 обращены в квартиру священника по той необходимой крайности, что дом его 3 июля того 1860 года сгорел и жить ему было негде, ибо на полверсты от церкви все дома истреблены тем пожаром. По прошению местного священника и церковного старосты о дозволении устроить новую церковную каменную ограду на кошельковую и частью на пожертвованную сумму предписано представить смету чего будет стоить новая ограда. И смета представлена в Консисторию при рапорте от 31мая сего года за №83.

3.      Престолов в ней два, в настоящей холодной - во имя Живоначальной Троицы и в приделе теплом - во имя Тихвинской Божией Матери. Внутри колокольни устроена вторая церковь, холодная, с престолом во имя святого пророка Илии, твердая.

4.      Утварью достаточна.

5.      Притча состояло по штату издавна и ныне по штатному положению Святейшего Правительствующего Синода, Высочайше утвержденному в 22 день ноября 1845 года, состоит: Священник –один, Диакон- один, Дъячек –один, пономарь –один.

6.      При сей церкви усадебной земли нет, пашенной тридцать десятин и сенокосной три десятины. Плана, межевой книги и никаких других документов на оную ни в подлинниках ни в копиях в церкви не имеется, и есть ли где-либо таковые документы, притчу неизвестно. Но по двум планам: первому на земли казенных крестьян бывого села Сундыря, переименованного в 1857 году в посад, который и теперь хранится в Сотниковском Волостном правлении; и второму, вновь составленному на местность под посад и выгон его, который хранится в Мариинской посадской Думе, оная земля значится отведенною для церковного притча и имеется в натуре со своими межами и межевыми столбами, на которых выклеймены буквы Ц,З., т.е. церковная земля. Сии межи межевые признаки, как пашенной так и сенокосной земли возобновлены с первого плана в 1847 году господином Чебоксарским уездным Землемером Овчинниковым. Дела о сей земле никакого не производится. Священноцерковнослужители всей землей владеют сами, но пашенной земли сами не обрабатывают, а отдают ее в наем погодно посторонним лицам без законных на то актов с получением за нее по 47 рублей серебром в год.

7.      Домы у Диакона и причетников собственные деревянные, построены в плановых улицах на посадской земле, а потому ныне на общем праве граждан приобретены внесением в местную Думу посаженных денег, на что и выдана от оной Думы на каждое домовое место  особая  данная, а священник после пожара своего дома еще не построил  и не имеет, а проживает в церковных кельях. Земля же для постройки его дома у него есть собственная.

8.      На содержание священноцерковнослужителей по новому штанному положению получается в год от 1мая прошлого 1845 года  жалованья от казны по классу церкви со включением в оклады и на просфорню двести девяносто два рубля серебром, денежных доходов от прихода в сем году получено триста восемьдесят семь рублей, а хлебных доходов не имеется, содержание их достаточно.

9.      Сей церкви принадлежит здание- две каменные в связи построенные кельи в 1860 и 1861 годах и превращенные в квартиру Священника по неимению у него собственного дома, о сем объяснение выше в 2-ом пункте.

10.  Расстоянием сия церковь от Консистории в 110 верстах, местный благочинный есть сей же церкви Священник.

11.  Ближайшие к сей церкви суть: в оном же посаде Казанская Богородицкая расстоянием в полуверсте, Царевококшайского уезда села Кокшайска Покровская в 5, и Чебоксарского уезда села Сотниково Введенская в 10 верстах.

12.  Приписана к сей церкви кладбищенская Успенская , о которой ведомость на следующем листе, служение в ней бывает по просьбе желающих.

13.  Домовых в сем приходе церквей ни у кого нет.

14.  Опись церковному имуществу есть, выдана в 1823 году из упраздненного Чебоксарского Духовного правления, скреплена бывым присутствующим Священником Евфимием Пальмовым, утверждена печатью оного же правления, а написана в марте 1836 года.

15.  Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью бывого Чебоксарского Духовного правления, даны приходная 1842 года января 3 дня , а расходная в 1857 году, ведутся исправно и хранятся в целости.

16.  Копии от метрических книг с 1780 года, хранятся в целости же.

17.  Исповедных росписей до 1816 года всех по порядку нет, также за 1819 и 1821 годы в наличии не имеется, а когда и кем оные утрачены неизвестно, прочие же все от помянутого 1816 года по сей 1862 год хранятся в целости.

18.  В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Казанской  Духовной Консистории 1862 года января 30 дня и скрепленной присутствующим оной же Консистории Клинической Богородицкой церкви Священником Василием Ложкиным, писанных листов 10, а неписанных 287.

 

 

 

Ведомости

о приписной Успенской церкви, сооруженной на кладбище при Мариинском Посаде,

за 1862 год

 

1) Построена в 1857 году тщанием Мариинского Посада 3 Гильдии Купца Андрея Зиновьевича Майорова, а освящена 19 августа 1858 года.

2) Зданием каменная, крепка, при ней усердием того же Купца Майорова 20 августа 1858 года заложена и в сим 1859 году стройкою вчернь покончена каменная же колокольня.

Между оными церковью и колкольнею в прошлом в1861 году иждивением Мариинского Купца Петра Егорова Майорова заложена с разрешения Епархиального Начальства теплая каменная церковь длиною на семи саженях с назначением в ней быть двум приделам: первому –во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и второму –во имя Великомученика и Победоносца Георгия, в сем году вчернь стройкою кончена и покрыта железом.

З) Престол в ней один, во имя Пресвятыя Богородицы Честного ея Успения, холодная.

4) Утварью от храмоздателя снабжена достаточно.

5) Причта не положено и не имеется.

6) Усадебной и никакой другой земли при сей церкви не имеется же.

7) Домов для проживания священноцерковнослужителей, при ней также не имеется.

8) Содержание и охранение сей церкви на попечении храмоздателя Купца Майорова.

9) Зданий, принадлежащих сей церкви нет, кроме новой соснового леса сторожки.

10) Расстояние сия церковь от самостоятельной Троицкой Мариинского Посада около версты.

11) Опись церковному имуществу есть, составлена апреля 10 дня 1858 года за скрепою и печатию местного благочинного Священника Михаила Самуилова.

12) Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и  печатию Казанской Духовной Консистории даны в 1859 году, ведутся исправно и хранятся в целости.

 

 

О причте означенной церкви

 

Священник и благочинный Михаил Васильев Самуилов, священнический сын, 67 лет. В продолжение курса богословского учения в бывой Казанской Академии с определением Академического правления исправлял Сениорскую должность, заведывая сверх нравственной и экономическую часть.

1817 года 11 января определен был учителем той же Академии Российского класса, а по закрытии оного того же года ноября 20 дня переведен в низший информаторический класс, от сей должности уволен с Аттестатом от Семинарского правления, данным 1818 года в сентябре месяце за №75.

Того же 1818 года декабря 6 дня посвящен Преосвященным Амвросием Архиепископом бывым Казанским Чебоксарского уезда села Карамышева к Богословской церкви в священника,  а из оного села 1826 года мая 20 дня по его желанию и прошению переведен на настоящее место. Грамоту и указы имеет.

Из местных языков знает отчасти чувашский, но оном говорить и свободно изъясняться не может.

1820 года декабря 4 дня возложена на него должность благочинного.

1823 года в ноябре месяце утвержден в сотрудника Казанского Духовного Попечительства.

1829 году августа 19 дня получил Архипастырское благословение  носить при священнодействии набедренник, потом Всемилостивейше награжден в 1835 году скуфьей, в 1840 году –камилавкой, в 1852 году – наперсным крестом, а в 1857 году – орденом Святой Анны 3 степени, с 1858 года – носит бронзовый крест на Владимирской ленте.

За военное время 1853, 1854, 1855, 1856 годы орден прислан при Высочайшей грамоте за подписью членов капитула Российских  Императорских и Царских орденов, данной в 20 день апреля 1857 года за №2088, а на прочие знаки отличия свидетельств не имеется.

В 1848 году за усердную службу преподано ему по представлению о наградах благословение  Святейшего Правительствующего Синода.

Сверх сего четверократно была объявлена Архипастырская признательность:

1) в 1822 году указом Чебоксарского Духовного правления от 30 сентября за №667 за значительное собрание суммы в пользу греческих и молдавских изгнанников.

2) в 1829 году указом Казанской Духовной  Консистории от 21 декабря  за №8664 за подвиги в обращении новокрещенных от заблуждения язычества к православию.

3) в 1830 году указом Чебоксарского Духовного правления от 17 января за №14 за таковые же подвиги в обращении новокрещенных и

4) в 1837 году выпискою из Журнала Казанского Духовного Попечительства от 5 апреля за №225 за попечение о сборе денег в пользу бедного духовенства.

Поучений своего сочинения не говорил, а произносил наопустительно по воскресениям и праздничным дням поучения  из печатных книг, одобренных духовной цензурой.

Ни с кем в родстве не состоит.

Судим и штрафован не был, под судом и следствием не состоит.

В ведомстве его благочиния состоят 9 церквей Чебоксарского уезда: Мариинского посада Троицкая и Казанская, села Карамышева Богословская, Байгулова Богоявленская, Аттикова Преображенская, Янцыбулова Вознесенская, Кошек Введенская, Тогаева Михаило-Архангельская, и Кушникова Преображенская, а десятая  Рождества Богородицкая церковь села Шутнерева в сем году указом Консистории от 24 сентября за №4042 отчислена в ведомство благочинного Цивильского протоиерея Иоанна Романовского.

Вдов,  при нем детей нет.

 

 

 

Диакон Алексей Федоров Раев, пономарский сын, 37 лет. По исключению его в июле месяце 1846 года из среднего отделения Казанской Духовной Семинарии был определен Епархиальным начальством 15 сентября 1847 года письмоводителем Канцелярии внешнего Академического правления, каковую должность проходил с отличным усердием и пользою, за что сверх положенного жалованья каждогодно получал от Академического правления денежные награды.

И на сей службе 20 июня 1848 года Высокопреосвященнейшим Григорием бывым Архиепископом Казанским посвящен в стихарь, а по увольнении от должности письмоводителя со свидетельством прошлого 1852 года октября 4 дня оным же Высокопреосвященным рукоположен во Дьякона прямо к сей Троицкой церкви.

Грамоту имеет. Из местных инородных языков знает чувашский и на оном свободно объясняться может.

Жена его Иустина Андреева , 36 года. У них дочь Елисавета, 5 лет, Александр –месяц.

 

 

Дъячек Афиноген Андреев Подобедов, священнический сын, 44 лет. Из учеников низшего отделения Казанской семинарии.

1837 года февраля 4 дня посвящен в стихарь  Высокопреосвященым Владимиром Архиепископом бывым Казанским в дъячка Чебоксарского уезда села Кушниково Преображенской церкви. И в 1850 году марта 15 дня указом Казанской Консистории переведен по его желанию и ходатайству местного благочинного на настоящее место.

Грамоту и переместительный указ имеет. Из местных языков знает чувашский, но на нем свободно изъясняться не может.

Жена его Мария Степанова, 38 лет. Дети их:

1.      Александр Подобедов, 18 лет, учится в низшем отделении Казанской семинарии на содержании отца.

2.      Иоанн Подобедов, 16 лет, учится в высшем отделении Чебоксарского Духовного уездного училища на полуказенном содержании.

3.      Елисавета, 13 лет, читать и писать умеет.

4.      Евгений, 7 года, учится читать.

 

 

Пономарь Никита Григорьев, 40 лет, пономарский сын, из необучавшихся. 1835 года сентября 25 дня определен с посвящением в стихарь Мамадышевского уезда в село Красную Горку к Михайло-Архангельской церкви в дъячка. А прошлого 1853 года августа 8 дня указом Казанской Консистории  за №5184 переведен на настоящее место с переименованием в пономаря.

Грамоту и переместительный указ имеет. Местных языков не знает.

Двоеженец. Жена его Анна Павловна, 41 год. Дети их от 2-го брака:

1.      Петр Троицкий, 18 лет, учится в высшем  отделении Чебоксарского Духовного уездного училища на содержании отца.

2.      Павел Троицкий, 16 лет, в 1860 году исключен из низшего отделения Чебоксарского Духовного уездного училища и проживает при отце.

3.      Евгения, 17 лет.

4.      Анна, 10 лет.

5.      Василий, 6 лет.

 

 

Просфирня вдова сей же церкви умершего Дъячка Семена Ишевского жена Евдокия Алексеева, 56 лет, определена в сию должность указом Казанской Духовной Консистории от 6 апреля 1842 года за №1737. Проживает в своей келье. Получает от казны штатного жалованья шестнадцать рублей серебром. У ней детей нет.

 

 

Заштатные по болезни и престарелости и сиротствующие

 

Престарелый Чебоксарского уезда села Бишева заштатный диакон Стефан Иванов Флегонтов, 73 года, вдов. Живет в доме зятя своего Дъячка Подобедова на содержании его и попечительства, от которого получает годового пособия пять рублей серебром.

 

Цивильского уезда села Подгорных Тимяш умершего в 1847 году священника Василия Самуилова сын Михаил Самуилов, 18 лет, обучается в низшем отделении Казанской  духовной семинарии на содержании деда своего священника Самуилова.

 

 

О прихожанах означенной церкви

 

В Мариинском посаде:

военных нижних чинов -5 дворов, 25 душ мужского пола и 33 жен.

купеческих и мещанских – 253 дворов, 748 муж. и 899 жен.

Раскольников толка называемого поповщина – дворов нет, 4 муж. и 7 жен.

 

В приходских деревнях:

1.      Моляковой  (в 4 верстах, препятствий нет)

военных отставных нижних чинов – 3 дворов, 7 муж. и 16 жен.

казенного ведомства старорусских крестьян – 27 дворов, 80 муж. и 90 жен.

 

2.      Омачкиной (в 4 верстах, препятствий нет)

военных отставных нижних чинов – дворов нет, муж. нет,  2 душ жен.

помещика Вишутина, который тут не живет,

временно обязанных крестьян – 28 дв, 88 муж. и 87 жен.

 

3.      Нерядовой  (в 5 верстах, препятствий нет)

умершего помещика Николая Андреева Локтина

временно обязанных дворовых людей – дворов нет, 2 муж. и 5жен.

временно обязанных крестьян - 6 дворов, 18 муж. и 26 жен.

 

малолетних помещиков Локтиных, которые тут не живут,

временно обязанных крестьян - 5 дворов, 16 муж. и 11 жен.

 

помещика Вишутина, который тут не живет,

временно обязанных крестьян – 22 дворов, 60 муж. и 71 жен.

 

помещицы Агриппины Ивановой Ильиной, которая тут не живет,

временно обязанные крестьяне – 29 дворов, 76 муж. и 92 жен.

 

в оной же деревне военных отставных нижних чинов – дворов нет, 3 муж. и 9 жен.

 

 

Итого: 378 дворов, 1123 душ муж. и 1341 жен.

 

В Мариинском посаде раскольников – дворов нет, 4 муж. и 7 жен.

 

Всего: 378 дворов, 1127 душ муж. и 1348 жен.

 

 

Источник: Национальный архив Республики Татарстан, Фонд 6, опись 131,  дело 5.

 


Назад к списку