Новости
- День славянской письменности и культуры, связанный с именами святых братьев Кирилла и Мефодия - славянских просветителей, создателей славянской азбуки
- 25 Май 2024
- 11 мая, в субботу Светлой седмицы, в нашем храме совершили Божественную литургию
- 13 Май 2024
Объявления
- РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ на МАЙ 2024 г.
- 02 Май 2024
- РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ на АПРЕЛЬ-МАЙ 2024 г.
- 28 Апрель 2024
Очерк о Мариинском посаде 1875г
Дозволено цензурой. Москва. 1875 год, апреля 23.
Мариинский посад
Мариинский посад существует уже более 15 лет (это под настоящим его именем, а под прежним именем Сундырь он слывет уже несколько столетий), и кто из проезжавших по Волге не любовался живописным местоположением посада, между тем вряд ли кому известно хотя что-нибудь о его житье - бытье; и вот, чтобы познакомить читателей с этим уголком нашего отечества, я решился поделиться с ними добытыми на месте сведениями о жизни посада, которые здесь вкратце я представляю.
Мариинский посад Чебоксарского уезда Казанской губернии (прежде село Сундырь) находятся на правом берегу Волги, при устье речек Верхней и Нижней Сундырок, в 110 верстах от Казани и 35 верстах от Чебоксар. Хотя основание Сундыря, по памятной книжке в Казанской губернии на 1863 год, относится к XVII веку, но время заселения его, кажется, можно считать даже несколько раньше.
Так, например, известно, что на месте нынешнего Чебоксарского уезда русское племя стало селиться между коренными обитателями чувашами и другими инородцами и пришельцами татарами еще в исходе XVI века, когда, для усиления между инородцами русского элемента, стали вызывать сюда русских из внутренних губерний. Большая часть таких селений находилась на нагорной стороне Волги, из которых село Сундырь, что ныне Мариинский посад Чебоксарского уезда, по статистике Г. Лаптева («Описание Казанской губернии, составленное офицерами Генерального Штаба»), в старину занимало первое место.
Из клировой ведомости известно, что в 1624 году в селе Сундырь была уже деревянная церковь во имя Святой Троицы, а сто лет спустя на месте деревянной церкви была воздвигнута уже каменная. Известно так же, что в Сундыре была домовая вотчина Митрополита Сарского и Подонского, а жители под именем крестьян принадлежали Митрополичьей вотчине; с уничтожением же в 1764 году монастырских вотчин жители Сундыря были приписаны в ведомство «государственных» крестьян.
Потомки поселившихся здесь русских людей считают себя одни выходцами из внутренних губерний, а другие потомками служилых людей, вызывавшихся сюда для службы; но почему именно дано прежнее название села - Сундырь - неизвестно.
С 1781 года, когда нагорная часть бывшего с 1574 по 1781 год Кокшайского уезда отошла к Чебоксарскому, село Сундырь числится уже в Чебоксарском уезде.
В 1856 году из села Сундыря и смежных деревень, по желанию жителей, «с целью развития в Чебоксарском уезде промышленных оборотов» образован посад (Казанские Губернские Ведомости 1856 года №36), учреждена дума и испрошено Высочайшее соизволение на наименование посада Именем Ее Величества Государыни Императрицы.
С сентября 1872 года введено здесь новое Городовое Положение - теперь здесь имеют пребывание: мировой судья, лесничий, полицейский надзиратель, земский врач, фельдшер и повивальная бабка.
В настоящее время в Мариинском посаде находится: 3 каменных церкви: Троицкая, Казанская и Успенская, мужское приходское училище, 15 каменных домов и 543 деревянных, 39 лавок, 3 кирпичных сарая, 1 поташный завод и 1 винокуренный, до 30 кузниц, 5 водяных мельниц на реках Сундырках, 2 трактира, 1 ренский погреб, да несколько питейных домов и устроена пристань для пароходов, и других судов. На зимнее время здесь помещается почтовое отделение, а летом, благодаря пароходству, простая корреспонденции доставляется пароходами общества «Самолет»; осенью 1873 года устроена телеграфная станция.
В посаде считалось в 1873 году жителей мужского пола 1543 и женского 1700 душ, в том числе 79 купцов. По числу жителей посад занимает 7 место в ряду уездных городов нашей губернии и уступает этом отношении только Чистополю, Козьмодемьянску, Лаишеву, Мамадышу, Чебоксарам и Тетюшам. Положение посада представляется далеко выгоднее многих из наших уездных городов уже по одному тому, что он расположен на берегу Волги, этой реки – кормилицы. Удобство путей сообщения в летнее время, когда ходят пароходы, особенно благоприятствует процветанию посада.
В пользовании посада состоит 689 десятин 1501 ½ сажен земли.
Местность, занимаемая посадом очень живописна: он красиво раскинулся по нагорному берегу Волги на плоской возвышенности слишком во 130 десятин, окруженной живописными горами. Вид посада еще прекраснее с так называемой «Сударевой» горы, которая и название свое получила, по объяснению старожилов, от того, что Императрица Екатерина II, в проезд свой по Волге, в 1767 году, останавливалась на этой горе кушать и будто бы долго любовалась живописным местоположением Сундыря.
К прекрасному ландшафту надо добавить, что с начала весны вплоть до глубокой осени посад бывает чрезвычайно оживлен. В это время мимо него проходить больше 40000 разных судов и преимущественно «разшивы» -эти Волжские суда чисто русского изделия, хотя и переименованный из немецкого «Reisschiff» в русскую «разшиву». Посад летом служить удобною пристанью для пароходов и других судов, а зимою представляет станцию для громадного обозного движения по Волге. Так, лишь только установится зимний путь на Волге, в посаде открывается до 25 постоялых дворов и через него тянутся бесконечные вереницы обозов.
В посаде все деревянные строения крыты тесом, а каменные железом и есть много довольно хороших и больших каменных и деревянных домов; вообще некоторые улицы застроены довольно красиво, так что посад и с виду берет преимущество перед некоторыми нашими уездными городами.
Теперь поговорим о производительных силах посада. Чтобы нагляднее представить картину экономической жизни посада, приведу число ремесленников и других деятелей посада.
Торговых свидетельств в 1873 году было выдано: по 2-й гильдии-30, на мелочный торг- 58, мещанских промысловых-15.
Теперь в посаде считается до 140 различных ремесленников, а именно:
Кондитеров и булочников-1.
Хлебников, калачников, сбитеньщиков и квасников -17.
Мясников-19.
Портных, шубников и скорняков - 9.
Сапожников и башмачников-12.
Медников-1.
Слесарей и кузнецов- 38.
Печников- 2.
Стекольщиков- 3.
Моляров -1.
Бондарей -12.
Столяров и плотников - 10.
Пильщиков - 15.
Виды промышленности, как показывают официальные данные, у нас немногочисленны; за исключением плотника, кузнеца, сапожника и немногих других ремесленников, без которых никакое скопление людей не могло бы существовать при самой небольшой степени образованности населения, ни одна отрасль кустарной промышленности не известна нашему посадскому населению,- по крайней мере здесь нет определенного общего для всех ремесла. Правда, благодаря близости леса и удобству сплава по Волге, у нас более распространены лесопромышленность и сплав леса; заготовка и сплав леса составляют главное занятие наших жителей; этим промыслом наш мещанин извлекает для себя и средства к жизни и к уплате налогов; затем следует торговля хлебом и производство по обработке железа и другие. Впрочем, в главном занятии наших обывателей, кроме сплава леса (бурлачества) и других черных работ, не ищите более осмысленного труда в массе нашего населения.
Закуп хлеба начинается осенью и продолжается всю зиму: хлеба покупается до 100.000 пудов ежегодно. Лес заготовляется в казенных дачах своего и соседних уездов на сумму до 25000 рублей и сплавляется вниз по Волге, а частью складывается и вблизи пароходных пристаней. В прежнее время, когда обороты посадской хлебной пристани были несравнительно обширнее, сюда приезжали сами землевладельцы: теперь же число хлебных амбаров уменьшилось, и посадцы стали сами ездить к землевладельцам и к соседним крестьянам для закупки у них хлеба. Торговля хлебом в посаде, по сведениям, добытым на месте путем частных расспросов, сравнительно с прежним временем, значительно упала; число хлебных амбаров, показанных в Памятной Книжке Казанской губернии за 1863 год, теперь уменьшилось слишком, вдвое против тогдашнего времени. Причиною этому считают частью уменьшение засевов у землевладельцев, а частью и подорожание, сравнительно с крепостным временем, провозной платы хлеба до посада, главной же причиной считают отсутствие кредита.
В течение последнего десятилетия хлеб на посадской пристани подорожал - копеек 40-60 на четверть. Заметно также, что теперь хлеба из помещичьих имений у нас появляется очень мало, а сбываются исключительно крестьянские хлеба.
В последнее время заметно развивается у нас лесопромышленность и сплав леса за счет торговли хлебом; но отсутствие кредита дает себя и здесь чувствовать. Отрадно, что взгляд посадцев на пользование лесом теперь изменился к лучшему: коренившееся в былое время понятие, что неприкосновенность казенной собственности менее священна, чем частной, теперь рушилось, и посадцы сознали, что злоупотреблять рубкою леса уже нельзя.
Вообще, мещане снискивают пропитание летом на Волге посредством сплава строевого леса и дров, а зимою или отправляются в соседние селения для бондарных, кузнечных и других работ, или открывают постоялые дворы: на месте же ремесленная деятельность развивается не бойко и мастера большею частью занимаются работою с своими семейными, у некоторых конечно, по роду ремесла, есть и работники, но вообще значительных мастерских не заметно.
На 30 наших кузницах приготовляется разных железных вещей в течение года на значительную сумму; другие же мастеровые: бондари, столяры, портные, сапожники и прочие, хотя вообще мастера не завидные по искусству, отсталые по времени, но за всем тем имеют достаточно работы для обеспечения своего существования. Предметы местного производства сбывают на местных базарах, бывающих здесь по понедельникам и на двух ярмарках: Троицкой и Рождество-Богородицкой (8 сентября).
Обыкновенный заработок рабочего на Волге бывает от 120 до 180 рублей в лето. Кузнецы зарабатывают от 5 до 8 рублей в неделю, из которых, впрочем, половина идет на закупку материала для работы. Занимающиеся бондарных промыслом большею частью скупают на базаре деревянную посуду и развозят ее по соседним деревням, где за продажу новой посуды и за починку старой получают хлебом, потому что крестьянин охотнее платит хлебом, чем деньгами: приобретенный таким образом хлеб меняют на деньги и выменивают от 50 до 70 рублей в зиму.
Теперь свободного общественно го капитала у нас числится 14.326 рублей 45 копеек, а роспись доходов и расходов посада на 1873 год представлялась в таком виде:
ДОХОД:
С городских имуществ и оброчных статей - 4196 руб. 54 коп.
Сбора с владельцев недвижимых имущества- 858 руб. 63 коп.
Сбора с промышленности и промышленников - 821 руб.
Доходы косвенные и случайные- 300 руб.
|
Всего:6176 руб. 17 коп.
РАСХОД:
Содержание городского общественного управления - 4201 руб. 53 коп.
- пожарной части- 573 руб. 15 ½ коп.
- врачебной- 500 руб.
- приходского училища- 502 руб.
На наружное благоустройство посада - 164 руб.
- непредвиденные расходы - 98 руб.
- экстроординарные надобности 89 руб. 38 ½ коп.
Всего: 6128 руб. 7 коп.
Рассматривая экономическую и производительную стороны жизни посада, найдем, что Мариинский посад относительно развития народного благосостояния за счет торговли и лесной промышленности, далеко опережает многие из уездных городов нашей губернии. Местные условия, благоприятствующие торговле лесом и хлебом, а также и усилению промысловой деятельности, как главной, можно назвать следующие:
во- 1-х, удобство сообщения по Волге и хорошая пристань;
во- 2-х, близость расстояния посада от места заготовки леса и сплавной реки Кокшаги; и, наконец,
в- 3-х, счастливое географическое положение посада, составляющего станцию для гро-мадного обозного движения по Волге.
Жители смежных селений с давних пор привыкли в верному сбыту своих произведений в посад, где и они в свою очередь находят все необходимое для своего сбыта; а с другой стороны и жители посада, постоянно встречая большое число потребителей, имеют всегда верный сбыт предметов своей торговли и промышленности. Благодаря этим условиям наши обыватели находят средства к безбедному проживанию и даже к улучшению своего благосостояния; но при всем том нельзя не сказать, что заработок был бы еще прибыльнее, если бы здесь существовали промышленные артели, да улучшить бы способ сбыта изделий.
Теперь изделия сбываются большею частью через посредство так называемых скупщиков, которые, открывая ремесленнику кредит, ставят его в зависимое положение. Отсутствие кредита еще тяжелее отзывается на тяжком труде рабочего на Волге. В интересах развития промыслов, новому общественному управлению предстоит неотложная надобность в учреждении сберегательной кассы, где бы рабочий мог сберечь трудовую копейку, а ко времени заготовки леса мог бы получить ссуду за умеренные проценты; а также сделать почин в заведении промышленных артелей, да и обратить должное внимание и на улучшение способа обработки изделий.
В санитарном отношении посад представляет удобнейшее место для заселения. Благодаря прекрасному климату и чистейшей родниковой воде (кроме Волжской), а также и названным выше счастливым жизненным условиям, народонаселение здесь постоянно и быстро увеличивалось, а соответственно его приращению развивались торговля и промышленность. Естественная прибыль народонаселения обыкновенно определяется разностью между родившимися и умершими; но так как сведений об этом мне не удалось добыть, то, чтобы дать возможность судить о прибыли населения, я ограничусь сравнением настоящего числа жителей с цифрою населения лет 18 тому назад.
В 1856 году, во время переименования жителей посадского общества из крестьян в городское сословие, числилось мужского пола 1020 и женского 1210 душ; в 1873 году числится уже мужского пола 1444 души и женского 1604. Стало быть, в 17 лет население увеличилось на 811 душ; в том числе 417 мальчиков и 394 девочки, что составит чистой ежегодной прибыли населения около 2 ½ для мужского пола и больше 2% для женского. Рассматривая отношение народонаселения по полам, видим, что в общем его состав в настоящее время считается 1443 мужчины и 1604 женщины, то есть женское население превышает мужское на 161 человек, хотя число рождающихся в последние 17 лет мальчиков постоянно было больше девочек.
Относительно домашнего и семейного быта посадских граждан мною было сказано в очерке состояния Мариинско-посадского приходского училища, помещенного в №3 Циркуляров по Казанскому Учебному Округу за 1873 год, а потому, во избежание повторения, я ограничусь здесь лишь общей характеристикой образа жизни наших обывателей.
Если вы, читатель, бывали в наших уездных городах, то, вероятно, знаете устройство мещанских домов, которые одинаковы и в посаде и в уездном городе.
Они состоят главным образом из просторных сеней, которые ведут с одной стороны в кухню, помещающуюся чаще под одной крышей с другим жильем, а с другой - в две-три комнатки. В этих двух-трех комнатах бывает, обыкновенно, две-три печи и по несколько окон с мелкими стеклами, но фортка составляет редкость. Жилища, как и пища с одеждой, представляют у нас чрезвычайное разнообразие. Здесь найдете от хорошо меблированного городского дома до простой сельской избы; но как принадлежность каждого дома - всюду встретите передний угол дома увешанным деревянными иконами грубой суздальской работы в массивных киотах и нередко оправленными в тяжеловесные серебряные и золотые ризы. После образов, у большинства жителей лубочные картины с текстом занимают почетное место и составляют любимое убранство жилищ. Жилища содержатся у некоторых довольно опрятно, но мириады тараканов и клопов блуждают по стенам и домашнему скарбу большинства обывателей.
Судя по скромной обстановке посада, кажется, нельзя бы ожидать от обывателей его ни особенного веселья, ни тороватости во внешней обстановке, а на деле вы увидите положительный контраст. Подите вы в любой в году праздник по Большой Московской улице и прилегающей к ней Базарной площади, посмотрите вы на посадцев в двунадесятые праздники и в какой вам угодно прекрасный летний вечер, здесь вы увидите последнего мещанина, далеко не по «одежке протягивающим ножки». Всего удивительнее, что мода-этот капризный законодатель, пробивающийся во все щели, проложила себе путь и в посад. Что касается веселья, то здесь, не говоря уже о пирушках, отправляемых на славу по случаю свадеб, родин, крестин, именин и других празднеств, нередкость встретить гурьбу мещан разгуливающих с песнями и в будни.
Не смотря на такую тороватость, материальную жизнь в посаде нельзя назвать однако дешевою. Хлеб, чай и сахар у нас дороже Казанского, другие продукты первой потребности, перехватываемые на базаре скупщиками, по милости дорогого сбыта на пароходных пристанях, тоже не укупите; поэтому, не смотря на тороватость в праздники до излишества, в будни большинство граждан довольствуется соленой рыбой (судак, лещ) и ржавыми «рыбьими жирами», а говядиной лакомится только изредка.
Из напитков в будни более употребительны чай и квас. Чай составляет у нас любимый напиток обоих полов и всех возрастов и, говорят, некоторые любительницы и любители выпивают до дюжины стаканов за один присест, повторяя беседу у самоварчика от 3 до 5 раз в день. Хлебосольство между всеми здесь развито до баснословных размеров. Хотя трезвость и хорошая семейная жизнь здесь и в большом уважении, но пьянство до того сильно развито, что едва ли можно извинить этот губительный порок даже самою неразвитостью и тяжелыми физическими трудами наших граждан.
Отличительными признаками нравственных свойств здешних обывателей служат простота, откровенность, приветливость и взаимная почтительность. Наши граждане вообще трудолюбивы, ко всему любопытны и словоохотливы. Говорят здесь чистым велико -русским языком на о: все очень религиозны.
Замечательна охота к грамоте и церковному пению: в здешних церквах, благодаря умению и заботливости духовенства, образованы из любителей церковного пения хоры; составленные таким образом певчие поют довольно стройно и с умением и замечательно притом, что разучивают пьесы Бортнянскаго, Турчанинова и других композиторов; исполнение пьес часто на столько хорошо, что не оставляет ничего лучшего желать в вокальном отношении. Первый хор певчих в посаде завел в 1861 году при участии любителя и знатока П. Л. Парисова покойный законоучитель местного училища священник Ф. К. Скарабевский; потом этим более успешно занимались бывший псаломщик П. Л. Троицкий и местный житель Павел Никитин. Большое значение в религиозно-нравственно-воспитательном отношении для населения, приносимое безвозмездным обучением пению, говорит само за себя и без, сомнения имена почтенных тружеников останутся в памяти потомства с душевною к ним благодарностью.
Благодаря давнишнему существованию в посаде училища, здесь много грамотных, и посадцы любят чтение; у наших грамотников в обращении преимущественно книги духовного содержания: святцы, часослов, псалтирь, молитвослов, Евангелие, а из светских книг чаще читаются произведения ярмарочной литературы, которыми наделяют приезжие торгаши: дельный же книги приобретаются вне посада, так как у нас при дюжине кабаков и своем винокуренном заводе - нет ни одной книжной лавки, а наша ярмарочная литература, за исключением некоторых книг духовного содержания, отличается отсутствием всего осмысленного. Правда, в последнее время, благодаря просвещенной заботливости господина Инспектора народных училищ, в училищной библиотеке постепенно увеличивается запас хороших книг, которые здесь читаются охотно.
Впрочем, некоторые из обывателей посада выписывают даже по нескольку газет, кроме того есть и у нас, впрочем, только единичные личности, которые с живым интересом и следят даже за ходом современных реформ: большинство же не грешно и в желании самообразования и, конечно, уже далеко от сознания пользы чтения. Да и куда нам читать газеты и общеполезные книги, когда и без них живется хорошо, да еще, как-то больше пищи для болтовни и пересудов, до чего мы, посадцы, большие охотники. Со стороны даже кажется, будто посадцы помешаны на взаимном разномыслии, будто даже есть личности, которые поддерживают это разномыслие, впрочем все это кажущееся, может быть, даже вымышленное, лучше предоставить времени, которое ничего не оставляло и не оставит без своего суда и приговора, а обратиться к фактам.
Как бы слабо не проявлялось сочувствие посадцев к самообразованию, но нельзя сказать, чтобы они были тупы - нет, природа, наградив щедро жизненными средствами, не оделила их и умственными способностями, только, к сожалению, этим способностям дано очень мизерное развитие. В деловитости посадцы едва ли уступят мещанам других наших уездных городов, как люди бывалые, как постоянно занимающиеся отхожим промыслом.
Судя по состоянию здесь народного просвещения вообще, можно сказать даже, что посадцы едва ли уступят и в грамотности мещанам других уездных городов, а от крестьян отличаются даже сравнительно гораздо большим умственным развитием; так, в толках об общественном самоуправлении можно услышать иногда специальные термины, со смыслом употребленные, и изредка проглядывает даже понятие об устройстве Руси и некоторый юридический смысл. Но при всем том, нашим гражданам предстоит еще много поработать над собою, чтобы встать в уровень со временем и его требованиями.
Медицина еще плохо привилась к большинству здешних обывателей, которые предпочитают советы знахарок пособиям врача. Оспопрививанием, не смотря на то, что со введения его на Руси прошло 106 лет, у нас тоже еще пользуются мало, доказательством чего служит то, что в прошлом году из 80 учеников посадского училища только 12-15 привита предохранительная оспа.
В заключение бытовой стороны посадцев замечу, что в посаде, не смотря на счастливые жизненные условия, все как-то сложилось так, что обыватели его не имеют даже определенного, общего для всех ремесла, а пробавляются бурлачеством и другими черными работами, - этот тяжелый труд занимает большинство рук наших граждан; остальные кто кузнец, кто плотник, кто просто сидит в мелочной лавочке в чаянии выручить за день несколько копеек, и только немногие занимаются лесопромышленностью, торговлею хлебом и другими выгодными помыслами, для развития которых выгодное географическое положение посада представляет все удобства. Женщины в зимнюю пору занимаются домашними работами – готовят пищу, шьют и вяжут, некоторые прядут и ткут, заготавливают разные съестные припасы и заботятся о том, чтобы весной – с открытием навигации – успеть сбыть этот «харч» проезжающим по Волге за более выгодную цену.
Летом и женский пол, следуя вероятно пословице: «не умеешь шить золотом, так ворочай молотом», помогают мужчинам в тяжком промысле. Черные работы сосредотачивают на себе, кажется, все внимание местных жителей. Вереницы щеголих- мещанок, вчера величаво разгуливавших по улицам, сегодня по первому свистку парохода, с носилками под мышками, без оглядки лупят на пристань, чтобы исполнить свою обязанность рабочей лошади и волокут бедненькие на себе такие тяжелые ноши дров, что пот с них сыплется гораздо крупнейшими градинами, чем вчера за чаем. Носкою с пристани на пароходы дров посадские девушки зарабатывают от 50 до 70 рублей в лето. Видите, у нас нет недостатка в трудолюбии, нам не удалось только направить свои силы на более выгодный и более осмысленный труд.
От быта посадцев перейдем к их умственной жизни. Чтобы представить более точные сведения о сочувствии наших граждан к образованию, которое, конечно, послужит вернейшим мерилом и степени умственного их развития, я попрошу читателя проследить выдержку из очерка состояния местного училища, помещенного в №3 Циркуляра по Учебному Округу за 1873 год.
Мариинско-посадское приходское училище открыто 1 февраля 1859 года; причем, общество изъявило готовность отводить натурою квартиру для помещения училища и отпускать на содержание его из дохода посада ежегодно по 250 рублей, а именно: на жалованье учителю 143 р., законоучителю 40 р., наем сторожа 35 р., на библиотеку 12 р., на покупку книг для раздачи бедным ученикам-5 р. и на ремонтное исправление училищных принадлежностей, а также и на отопление училищной квартиры 15 р. С 1870 года жалованье учителю увеличено до 250 р. и законоучителю до 120 р.; с 1873 года в жалованье учителю положено даже 300 рублей.
Впрочем, у нас существовало мужское училище и прежде, так, например, известно, что с 1843 года в посаде заведена была «сельская школа» бывшей Палатой Государственных Имуществ: а еще раньше этого училище для мальчиков содержалось Протоиереем Казанской церкви Коршуновым: но никаких сведений об этих училищах мне не удалось добыть.
Посадское училище до сих пор не имеет собственного дома, а пользуется квартирою отводимою обществом. На счет того, как отводилась обществом квартира для училища, довольно сказать, что училище переводилось обществом из дома в дом очень часто, что сперва отводимые натурою, а потом и нанимаемые (с платою от 25 до 50 р. и только последняя по 120 р. в год) обществом квартиры были почти все неудовлетворительны по тесноте, неопрятности и другим неудобствам, и наконец, как видно из дел, сама перемена квартиры, вовлекая только учителя в хлопоты и излишнюю переписку о побуждении общества к добросовестному выполнению принятого на себя обязательства - доставлять удобную квартиру, производилась крайне медленно и беспечно со стороны местного общества.
При таком взгляде общества на училищное дело, как на дело не особой важности, и при таком скудном вознаграждении тяжких учительских трудов, как плата по 143 рублей в год, конечно, не удивительно, что училище только в первый год своего существования считало 70 учеников, а в остальные 13 лет цифра учащихся колебалась между 60-45 и только с начала 14-го учебного года, то есть с 1873 года, стало считать по 80 и больше учеников. Не доискиваясь причины малого числа учеников, скажу только, что с 1872-73 учебного года посадскому училищу посчастливилось привлечь к себе более живое участие местного общества, чем оно пользовалось прежде.
По настоящее время деятельность посадского общества проявилась главным образом в следующем: в сентябре 1872 года подбелены потолки и окрашены стены всего училищного дома и сделаны другие ремонтные исправления; затем отпущено обществом единовременно 70 рублей на выписку журналов, учебных пособий и на другие надобности училища; кроме того, заботы общества коснулись и увеличения жалования учителю; и наконец, в 1873 году избран особый попечитель училища. Всего же отраднее то, что, наконец-то посадское общество стало посочувственнее относиться к делу воспитания, и кажется, можно надеяться, что общество не откажет и на будущее время в средствах для постановки школьного дела на более прочный путь.
Всего сказанного, кажется, достаточно для того, чтобы составить себе понятие что такое Мариинский посад и чего остается ему желать.
Ив.Д. 1873 год.
Назад к списку