Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Памятная книга Казанской губернии, 1868 год

 

«Памятная книга Казанской губернии на 1868-69 год». Казань, 1868 год.

 

Замечательные города Казанской губернии.

 

Мариинский Посад , Чебоксарского уезда, прежде всего бывшее село Сундырь, находится на правом берегу Волги, между двумя речками Верхнею и Нижнею Сундырками, на ровной площади. Первоначальное основание его относится к началу 17 века (1620 год).

 

В писцовых книгах 1654 года значатся:

 

«в Кокшайском уезде за Крутицким Митрополитом Селиверстом, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России, по грамоте за приписью дьяка Ивана Болотникова 1624 года, какова дана Ионе Митрополиту, к вотчине село Сундырь, что была пустынька Сундырская на речке на нижней  Сундырке и на реке Волге,

а в нем церковь Живоначальной Троицы, да в приделе Николы Чудотворца, деревянна, клетцки с трапезою, а в церкви Деисусы и царские двери, образа местные и книги и ризы и сосуды церковные и свечи поставные и на колокольне колокола и всякое церковное строение домовое, Митрополичье и мирское,

а в селе дворов церковных: двор попа, двор пономаря, да в том же селе двор Митрополичий, а в нем живет прикащик Митрополичий, сын боярский Иван Суздальцев, да дворник Любимка, да во дворе земской дьячек Ивашко, да у него подсоседние;

а всего Крутицкого Митрополита в вотчине село, да семь деревень, да починок живущих, да 90 дворов крестьянских, а людей в них 235 человек, 49 дворов бобыльских, людей в них 102 человека, 9 дворов нищих, людей из них 12 человек – бродят меж дворов питаются Христовым именем, да 13 дворов крестьянских и бобыльских пустых, да 13 человек беглых же крестьян, которые жили в захребетниках;

пашни паханные Митрополичьи и крестьянских перелогом и лесом поросло средние земли 220 четвертей с полуосминою в поле, а в двух потомуж, да на выпуске дано 12 десятин, сена 835 копен, да церковного сена 60 копен, лесу непашенного за рекою Волгою, против села Сундыря, вдоль на 4 десятины, а поперек на 1½ десятины, да на Ветляном острову 18 десятин, да поверстного лесу вверх по Волге на 2 версты, а на низ на ½ версты,

да к тому же селу Сундырю и деревням и  починку, нынешнего  1654 года, по челобитью Селиверста, Митрополита Сарского и Подонского и по выписке за пометою  дьяка Грязнова –Акишева, дано сенных покосов для Митрополичьи обиходу и крестьянской скудости за рекою Волгою на Чермушинском Острову, Чермушинской волости Черемисы, которая перешла с луговой стороны на нагорную в поле жить Поскака Табоева с товарищи, что они сверх своих польских сенных покосов 10 050 копен, владели безоброчно, что осталось за дачею за Кокшайские волостные черемисы у пятидесятника у Ягушка Ахбухтина с товарищи, сена 425 копен, по Государеве Цареве и Великого Князя Алексея Михайловича грамоте, какова послана в Казань к Боярину и Воеводам Михаилу  Ивановичу Салтыкову с товарищи,

а велено Кокшайского уезду домовой вотчины  села Сундыря с деревнями крестьянам в Кокшайском уезде в горней и луговой стороне в государевых лесах бревна и дрова лучшу сечь, и лыки драть про себя, а не на продажу, безпенно,

 а черемисских и чувашских бортей со пчелами и бортного и дельного деревья ничем не портить, и корье и лубье с бортных и с дельных деревьев не снимать и ни чем бортных и дельных дерев не пустошить;

да к тому селу Сундырь и к деревням рыбная ловля на Волге реке».

 

В писцовых книгах 1685-86 годов значится-

 – «село Сундырь, да 8 деревень, а в селе две церкви да придел, да двор Преосвященного Варсонофия, Митрополита Сарского и Подонского, да церковных причетников:

2 двора  поповых,

двор церковного дьячка,

двор пономаря,

двор поповича, бывшего попа,

двор просвирницы,

двор церковного старосты,

двор домового сына боярского,

двор рыбного промыслу подъячего и

двор земского дьячка,

да крестьянских дворов  в селе Сундыре и 8 деревнях 105,  людей в них 424 человека,

бобыльских 49 дворов, людей в них 202 человека,

кузнецов, мельник и засыпок, и целовальников, и неводчиков, и пятчиков и работников, и сторожей 32 двора, людей в них 117 человек,

нищих 9 дворов, людей в них 20 человек –кормятся Христовым именем, да пустых 5 дворов,

а всего крестьянских и прочих дворов 195, людей в них 763 человека, да пустых 5 дворов, да 18 человек в бегах домовых крестьян, которые жили в захребетниках».

 

 

С учреждением в 1764 году духовных штатов, крестьяне села Сундыря с починками и деревнями перешли в ведение Коллегии экономии, а с открытием Министерства Государственных имуществ – в заведение этого Министерства;

в 1856 году из села Сундыря и смежных деревень (Коноваловой,  Ворошиловой и Денисовой) образован Посад и учреждена Дума.

 

 

В Мариинском посаде до сих пор с подробностями рассказывается народное предание, «что когда под Казанью была разбита Михельсоном шайка Пугачева, то он с небольшим числом своих людей бежал в леса Царевококшайского уезда, откуда и прислал в Сундырь приказание приготовить для его переезда перевозы, но посланные от Свияжского Воеводы три солдата затопили все суда и лодки, стоявшие в Сундыре; переправившись через Волгу из Кокшайского, -на связанных плотах , Пугачев повесил в Сундыре на колокольне Троцкой церкви- священника, помощника соседственной деревни и пойманных трех свияжских солдат, вместе стем он намеревался сжечь все село, но был упрошен всеми жителями, устроившими для него и бывших с ним людей, пышный обед».

 

Предание это не совсем согласно с действительностью: вот, что читаем во 2 выпуске Архивных дел, напечатанном в №33 Губернских ведомостей:

выборный села Сундыря Клементий Максимов доносил Царевококшайской Воеводской Канцелярии:

« а, прошедшего июля 14 дня сего 774 года государственный злодей и бунтовщик Пугачев, переправясь ниже села Сундыря в 3 верстах, на Кокшайском перевозе, с луговой на нагорную сторону, ехал толпою своею мимо оного и злобствуя, что при том его проезд никто из обывателей, убоясь злого его прещения, встретить не вышли, приказал своим единомышленникам все строения зажечь и от  того их, злодействого зажжения все село великим пожаром загорелось, отчего святые церкви, а именно

 церковь Живоначальной Троицы и в ней святые образа, церковные утвари и колокола все сгорело без остатка;

в церковь Казанской Богородицы сам –ли Пугачев или люди из его шайки, - русские или новокрещенские- о том подлинно неизвестно, входили и в ней взяли двое ризы лучшие, двои сосуды серебряные под золотом; в ней же они злодеи во многих местах книги церковные и пелены зажгли и от того их зажжения Богом хранимо не загорелось; токмо от великого жара ближних дворов горящих, крыша, колокольня с колоколами сгорели; при том же поймав той же церкви священника Ивана Петрова увезли собой в лес и убили до смерти;

б, во оном селе Сундыре он, злодей Пугачев, со своими наперсниками, наехав пресланных из Свияжска провинциальной канцелярии со ордером, для затопления и недопущения оного злодея переехать через Волгу судов и лодок, полкового подьячего и обозного поймав повесили;

при том же проезде его мимо шедших из села Сундыря 5 человек поймав, их повесили и от его злодейских рук зажжения погорело 250 домов с хлебом и нажитом и всего надворного строения и нажита сгорело 25 720 рублей».

 

 

Деревня Чекуры находится на правом берегу Волги на небольшой песчаной площадке, ежегодно заливаемой весною; она заселена вышедшими из Мариинского Посада крестьянами. В писцовых книгах 1685 года написано: «а те Чекурские воды с озеры и с истоки и с большою воложкою и с воложками малыми и с заводьми и с пески по обе стороны Волги  реки, воды и рыбная ловля Пеосвященного Варсанофия Митрополита Сарского и Подонского, да в Чекуре на берегу, на нагорней стороне, на усть речки Чекурки построен двор, а под тем двором земли 2 десятины, а живут в том дворе ватажские работники, переменяясь из села Сундыря, да в тех же Чекурских водах на нагорней стороне от верхней изголови Чекурский остров, а тот Чекурский остров обошла Чекурская воложка до Тойсина оврага; на том острову земли 40 десятин, да лесом поросло тальником 50 десятин, да против того острова на луговой стороне остров белий песок»

В зимнее время, когда почтовый тракт переводится на Волгу, здешние жители содержат 10 постоялых дворов; по словам покойного члена Казанского Статистического Комитета С.Е.Мельникова, здесь каждую зиму проезжает не менее 25 тысяч человек извозчиков; летом же чекурские крестьяне занимаются рыболовством и преимущественно стерляди, которую продают в Мариинском Посаде. Жителей здесь считается мужского  211 и 234 женского пола душ.

 

Деревня Новая на правом берегу Волги, имеет жителей 83 мужского и 87 женского пола душ, занятие которых главным образом составляет хлебопашество, по причине малоземелия и плохих урожаев, крестьяне занимаются еще выделкою полозьев, а также приготовлением дровней и саней.

 

Село Троицкое, Кушниково, на том же берегу Волги заселено 209 душ мужского и 203 женского пола; кроме хлебопашества, в следствие плохих урожаев, крестьяне занимаются выделкою ободьев, саней и дровней, продавая свои изделия на местных базарах, а также сплавом леса и дров до Казани. В этом селе находится церковь во имя Преображения Господня, построенная в 1735 году.

 

Деревня Шульгина (189 душ мужского пола и 172 женского пола, Ураково (158 душ мужского и 192 женского пола) и Водолеевка (93 души м.пи 109 ж.п.) находятся на правом берегу Волги; крестьяне этих селений, кроме хлебопашества, занимаются еще работою на плотах, выделкою оглобель, а также рубкою дров, которая , при существовании помещичьего права была обязательною для жителей для жителей деревни Ураковой: они должны были, вместо зимнего оброка, вырубить в верховьях реки Большой Кокшаги до 40 плотов разного рода дров (на 2 800 р.) и сплавить их до Казани.

 

Деревни  Демешкина и Нерадова лежат на правом берегу Волги: в первой из них считается 54 души муж. п. и столько же женского, а во второй -133 души м.п. и 132 жен. пола; крестьяне этих селений, кроме хлебопашества, вследствие не совсем удовлетворительных урожаев хлеба, (озимой родится сам 3, яровой сам 2), занимаются сплавом плотов, рубкою леса и дров и выделкою ободьев и дровней. Оба эти селения замечательны по нападению на них шайки Пугачева: так, в 2 выпуске Архивных дел, помещенных в №33 губернских Ведомостей за 1867 год, мы читаем: « жители деревень Нерадовой и Демешкиной показали Первой,

- что июля 17 дня переправилась на кокшайском перевозе злодейская партия, казаки 500 человек, и идя плавь на лошадях, а другая сплотя дранье и прочий лес, и по переправе стали близ Волги в яровом поле и потом приходили в деревню Нерадову и били их плетьми и разграбили крестьянские строения и нажиту на 873 рубля;

второй, - что злодейская толпа, приехав в их деревню, дом помещика и, отставного канцеляриста Протопопова, со всем имением разграбила, а того помещика, да крестьянина Андрея Филиппова, связав те казаки увели и из них Протопопова убили до смерти, а Филиппов пропал безвестно; всего в этой деревне ограблено 1037 рублей.

 

Против деревни Демешкиной на левом берегу Волги, лежит село Кокшайское, Царевококшайского уезда, между устьями двух рек Большой и Малой Кокшаг, впадающих в Волгу. Основание этого села относится к 1574 году , то есть царствовании Грозного, с целью иметь надзор за черемисами на луговой стороне Волги. В этом селе и до сих пор видны остатки прежних валов и рвов, которые с каждым годом все более засыпаются песком. В прежнее время это был город, имеющий свой уезд и своего воеводу, так что по описанию Кирилова (Цветущее состояние всероссийского государства), в нем было 4 церкви, магистрат, таможня, крепостная и казацкая конторы. В настоящее время в селе Кокшайском, населенном крещенными Черемисами числится 77 муж. и 89 женс. пола душ, у которых состоит в пользовании земли 186 десятин. Крестьяне этого селения, по недостатку пахотной земли, занимаются рыбною ловлею на Волге, вырубкою и сплавом леса и выделкой лесных изделий. Находясь в близком расстоянии от устьев рек Большой и Малой Кокшаг, это село служит сборным местом бревенчатым и дровяным плотам, сгоняемым промышленниками в Казань, Саратов, Астрахань и др. города. Во время весеннего разлива сюда стекается множество лесопромышленников и рабочих, плата которым довольно велика, особенно если противные ветры задерживают сплав, так что за один путь до Казани они получают до 25 рублей на человека с готовым содержанием. В этом селе находится каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1793 году.

 

Выше Мариинского Посада, в одной версте, лежит на том же берегу Волги деревня Коновалова, причисленная к Мариинскому Посаду. В писцовых книгах 1654 года  значится: « деревня, что был починок Верхний Сундырь, Коновалово тож, на речке Верхней Сундырке, а в ней крестьянских дворов 8, бобыльских 3 двора, пашни паханныя и перелогом и лесом поросло средние земли 26 четвертей в поле, а в других потомуж».

Жители этого селения летом занимаются бурлачеством, а зимою выделкою бочек и кадок, вырабатывая, средним числом, в год – первых до 500 шт,, а последних до 5000 шт.; промышленность эта приносит валового дохода  свыше 4 тысяч рублей серебром.

В полуверсте от деревни Коноваловой, на правом берегу Волги находится деревня Новый починок, в которой считается муж. пола 416 и ж.п. 467 душ. Крестьяне этого селения занимаются хлебопашеством и кроме этого бурлачеством и выделкою дубовых и осиновых бочек, которые они преимущественно сплавляют в Астрахань. Ценность приготовленных здесь лесных изделий простирается до 3 тысяч рублей. Дубовые деревья покупаются большей частью на корню в соседних дачах; цена дереву бывает на месте от 1р.50 коп до 3 ½ р.

 

 


Назад к списку