Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики - Радищев. Записки путешествия из Сибири, 1797 год
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Чувашская Митрополия.Чебоксарская Епархия. Третье благочиние.

Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики

Сайт создан по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов
Яндекс.Метрика

Радищев. Записки путешествия из Сибири, 1797 год

 

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(ПУШКИНСКИЙ ДОМ)

 

А.Н. РАДИЩЕВ

 

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

ТОМ ТРЕТИЙ

ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР

МОСКВА-ЛЕНИНГРАД

1954

 

ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВИЯ ИЗ СИБИРИ.

 

стр. 295

 

11-го числа (прим.- июня 1797 года)

 

Утром проплыли мимо деревни, лежащей внизу горы, и мимо деревни Козловки, где грузят много хлеба и построено много анбаров. У сей деревни высокий берег склонился, и сделалась лощина широкая.

Правая сторона Волги вся лесная, и селений нет по берегу.

Козловка, принадлежащая Ф. Ф., бывшему вятскому губернатору Желтухину. Жена его ищет. Сказывают, что уехал он из С. Петербурга, куда – неизвестно.

Много рыбных промышленников. За сим деревня на высоком берегу, где виден дом господский; внизу вытекает речка, над коей видны в версте анбары хлебные.

NB. Близость чуваш и черемис их строит.

NB.Сих простяков обманывают. Волжская гора пресечена лугом верст на 5-ть, на котором лежало великое множество мереж, а к горе порос лесом. Потом начинается опять высокий лесистый берег и селения. Уже мало живут по сторонам чуваши и черемисы.

Лес дубовый и пр. Купили стерлядей за 3/4 50 к., за 21 в 1/4 и 6/10 [?] 15 к.

Ночевали на якоре в 10 саженях от берега близ деревнюшки, 4 двора и часовня, в которой образ Богородицы.

 

12 июня

 

Подняв якоря на восходе солнца, пошли бечевою при тихой и ясной погоде.

Направо лес на низком берегу, налево высокий берег, поросший лесом. На пустом месте в средине горы видна худая изба, где зимою живут харчевники, ибо дорога зимняя идет вдоль реки. Итак, сия река и зимою и летом полезна.

Едучи мимо луга, видели выехавших из леса 34 человека чувашей, мужчин и женщин, едут за рыбой, а сами, продав всякое съестное.

Поехал караван почти весь Ивановский, выгружающий потопшую коломенку на поносе.

Село Кушвино невелико, а в 2-х верстах деревня в углу залива, а другая еще далее на горе.

Ход мимо сих селений протоком, где долго шли по мелям.

В правой луговой стороне видели городок Кокшайск.

Напротив его деревня с господским домом на высоком берегу.

Шли под парусами при изрядном ветре. Опережены коломенкою, у которой парус ярусом рогож больше и топсейль полотняный.

Ехали мимо села Сундырь, село весьма большое, две церкви каменные видны, еще, сказывают, две. Домы крестьянские очень хорошие, мельницы и пильня.

Видны пристани.

На закате солнца ветр затих, и пошли бечевою, дабы настичь казенную, но, отошед с версту, ночевали близ деревни.

 

13 июня

 

При всходе солнца пошли бечевою и настигли. Парус подняли почти при безветрии, ибо стал худой бечевник.

NB. По Каме один раз при тихой погоде обе казенные плыли счалившись.

NB. На Волге много мошек и комаров. Ветер стал крепкий, и в половине дня доехали до Чебоксар, где ветер затих. Ходили в город. Он построен половина на сгорье, а больше по низу, нерегулярный. Церквей каменных до семи. Монастырь. Домов много каменных купеческих старинной архитектуры. На базарах или в лавках только крестьянские товары. Видел много больных отставших работников, не дают им пашпортов, много им притеснения. В Услоне видел, как работника били нещадно за то, что отлучился. Стоят долго понапрасну, хотя и есть договор, чтобы за час платить 25 коп. и с работника вычитать 50 к. за день. Работники, пошумев, перестали.

Отошли до пустыни, в оной дворов до 10, в полуверсте, дабы больные не просили пашпортов. Ходил на гору, откуда вид изрядный.

Внизу ключ; и на ней часовня.

Были у заутрени от комаров. Тут ночевали, дожидались судна.

 

14-го числа

 

Воскресенье. Пошли, уже взошло солнце, бечевой.

NB. У пустыни лежат доски дубовые с казенного судна, которое лоцман поставил на тальник.

NB. С устья Камы берег известняк и местами алебастр, а около Сундыря красная глина и песок. За Сундырем виден песчаный... сланец.

Подле Чебоксар видны слои известняку и глины окаменелой в виде...

Отъехав несколько, горы береговые становятся ниже, не утесисты, а окаты, и все покрыты лесом.

Целый день отошли верст 15, ибо шли завозами мимо протоков и мелей, и ночевали на якоре среди реки, не успев дойти до берега.

 

15-е число

 

Подняв якорь, дотянулись завозом до берега, потом бечевой до бурлацкого обеда. И на берегу было много чуваш, продающих орехи, рубахи, порты, онучи, лапти.

Завидели Ильинскую пристань в 20 верст, от Космодамианска.

Проехав верст пять, волжские горы стали гораздо пологи, и видны были зеленеющиеся нивы, а река отошла далеко вправо, и, не дошед до города, в 10 верстах, ночевали на якоре со многими судами.

 

16-е

 

Утром ветр крепкий препятствовал ходу. У берегу, где ночевали, палуба [и] руль судна, разбитого средь реки на поносе нашедшим судном сзади. NB На Чусовой суда разбивает о камни, о берега, на Каме о берега подводные или деревья, занося течениями, разлитиями, на Волге почти всегда поносами иль поставит на мель, или ударит в берег, или набежит сзади другое, а все оттого, что править не могут. Работники на Волге всегда желают попутного ветра, – хорошего, но не крепкого, ибо их неумение и худая оснастка наносят беды. Пошли, но 1/4 версты и стали до вечера, потом прошли несколько и ночевали на якоре в 6 верстах от Космодамианска. По лугам берем щавель для кушанья. Находили у которой сверх трехгранных средних есть пять лапочек.

 

17-е, середа

 

По восхождении солнца шли при тихой погоде до Космодамианска, а тут бечевой. Сей город стоит на скате горы, церквей 6, меньше гораздо Чебоксар, и видно, купечество незажиточно; один дом получше, и тот деревянный. Не остановясь, плыли мимо. За городом берег возвышается. Против города за рекою лежит село, из города тут перевоз и столбовая вятская дорога.

 

NB. У Кокшайска выходит к Волге бор. Против сего города также видно, что по Кокшаге он есть. А здесь видимый идет, может быть, от Ветлуги, которая впала в Волгу против села Юнги, 7 верст выше сего города. По низу бани, куда зовут плывущих.

Анбаров хлебных мало. Есть набойщики.

Прошел город, полдневали.

 

 

 

 

Алекса?ндр Никола?евич Ради?щев - 20 (31) августа 1749, Москва — 12 (24) сентября 1802, Санкт-Петербург — русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.

Литературная деятельность Радищева начинается  в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».

Вслед за ним Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».

Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие».

Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование.

Радищев был арестован.Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своём раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии».

Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине II.

4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.

Император Павел вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов.

 


Назад к списку