Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики - Откуда была Сарская Епархия
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Чувашская Митрополия.Чебоксарская Епархия. Третье благочиние.

Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики

Сайт создан по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов
Яндекс.Метрика

Откуда была Сарская Епархия

 

Откуда была Сарская Епархия

 

Город Мариинский Посад в старину – в начале 17 века- представлял из себя «Сундырскую пустыньку». На Руси слово «пустынь» применяли обычно по отношению к монастырям. Выбирая свой путь служения и оставления мирских забот, монахи-отшельники устраивали себе жилище в уединенных местах. Вначале бывало один –два человека, а потом со временем к ним присоединялись другие последователи. В этих же укромных местах при благоприятных условиях возникали крупные монастыри, при них и города с посадами. Известны знаменитые пустыни-монастыри- Оптина пустынь, Макарьевская пустынь… Пустыни становились духовными центрами России, к старцам со всех краев страны приходили крестьяне и разночинный люд за советом и помощью.

В 1613 году по окончании Смутного времени на русский царский престол был избран молодой боярин Михаил Романов –первый из Романовых.

В 1624 году Великий Государь Царь и Великий князь Всея Руси Михаил Федорович, по просьбе Ионы, Митрополита  Сарского и Подонского, подписал грамоту, по которой село Сундырь и близлежащие деревни, входящие в приход храма Живоначальной Троицы, были переданы в собственность Сарской и Подонской Епархии. Село и земли вдоль берега Волги на протяжении 25 километров стали вотчиной Крутицкого монастыря. Такое положение оставалось вплоть до 1764 года. По времени в истории села Сундыря это занимает 140 лет.

Крестьяне села Сундыря никогда не были во владении помещиков, можно сказать, судьба крепостных крестьян их миновала. Это не означает то, что они были свободными. Права у них ничем не отличались от крепостных крестьян. Отличие состоит всего лишь в том, что сундырцы платили налоги (десятину) –натуральные и денежные –в казну епархии, точнее в монастырь. После 1764 года крестьяне села Сундырь переведены были в сословие экономических крестьян. Слово экономических происходит от Экономической Коллегии Правительства Российской Империи, куда крестьяне были причислены. После образования новых уездов и передачи села Сундырь в 1781 году в состав Чебоксарского уезда крестьяне начали называться государственными. А в соседних деревнях после этих событий некоторое количество крестьяне оставалось принадлежать помещикам.

Особенное благолепие получило Крутицкое подворье  в середине 17 века при митрополите Сарском и Подонском Павле. Немало денег –в том числе Сундырских – было вложено  в строительство храмов и зданий митрополичьего подворья. После реформ Петра Первого в 18 веке монастырь был закрыт, превращен в военные казармы, перестроен. Но здания сохранились до наших времени и сейчас идут работы по реставрации древних памятников культурного наследия. Таким образом, жители Мариинского Посада с полным правом могут посещать монастырь  Крутицкого подворья.

 

 

Сарская Епархия берет свое начало со столицы Золотой Орды – Сарая – с 1261 года. Сарай был основан в 13 веке на покоренных землях ханом Батыем. Это был средневековый крупный город на равнинном степном месте на левом берегу Волги. Ныне бывшее место Сарая –Бату находится около села Селитренное Харабалинского района Астраханской области.

При хане Берке в 14 веке столица Золотой Орды была перенесена выше по течению Волги, ближе к современному Волгограду. Эту столицу называют Сарай-Берке.

Слово «Сарай»  имеет значение «красивый город». Такой корень –сар- имеют много городов Поволжья.

Был такой город на западе Хазарского каганата – Саркель (что на чувашском языке означает «желтый, в значении красивый, дом»). Древние киевляне называли его Белой Вежой.

Дореволюционное название Волгограда тоже имеет такой же корень, но переделанный русскими после завоевания Астраханского ханства в Царицын. Там же река Царица.

Происхождение названия села Царев такое же.

Город Саратов - в переводе с чувашского на русский язык «Красивая гора». Говорят «Желтая гора», но в этих указанных случаях имеет смысл «красивого города».

Корень –сар- можно найти во многих чувашских топонимических названиях: Чебоксары, Лапсары, Алаксары, Юмансары.

Слог –сар- в качестве характеристики «красивого» применяется и в отношении людей: Сар Иван, сар? х?р (красавица), сар  ача (красивый, русый) ребенок.

 

Город Сарай-Берке находился на месте ныне существующего села Царев Ленинского района Волгоградской области. Село Царев расположилось ниже города Волжского- города спутника Волгограда. Их можно считать за один город: их разделяет только мост через Волгу, Волгоград находится на правой стороне, а Волжский –на левой. Город Волжский в основном имеет задачу обслуживания Волжской ГЭС. На правой стороне находится поселок Дубовка, куда ездили торговать лесом и хлебом купцы из Мариинского посада.

В городе Волжском Волга раздваивается: реку, текущую по левому руслу называют Ахтубой. Начиная от этого места две реки –Волга и Ахтуба текут в Каспий параллельно. Ахтуба намного меньше Волги, но даже в летнюю жару полноводна. Ширина около 150 м, глубина доходит до 2 метров. Рядом с Ахтубой имеется множество ериков- малых речек- текущих рядом. Весной река разливается до такой степени, что края не видно, все леса между реками уходят под воду.

Когда находишься на берегу реки Ахтубы, приходят мысли о том, что река родная, приносит воды с родного чувашского края. Эта вода омыла землю чувашскую и несется дальше в Хвалынское море (Каспийское). Каспий представляет из себя как внутренне большое озеро, но все его называют морем. Здесь Стенька Разин в 17 веке ходил, гулял с казаками, ходил даже в Персию (Иран).

По названию реки названы и города вдоль левого (восточного) берега Ахтубы: Средняя Ахтуба –находится чуть выше Царева, ниже по течению- город Ахтубинск- районный центр. Ахтубинский район  –самый северный район Астраханской области, далее следуют земли Харабалинского района. Ахтубинск отличается  резким континентальным климатом.

Объединяет степные земли левого восточного берега Ахтубы прямая шоссейная дорога Волгоград-Астрахань с протяженность около 500 километров.

От северной административной границы области до Астрахани почти 400 километров. Не так просто решать административные дела с областным центром при таких больших расстояниях. Еще раз убеждаемся в том, что эта земля - Великая Степь.

 

 

В Золотой Орде относительно мирно существовали разные религии. В столице Сарае находились большие кварталы разных национальностей. Территория Золотой Орды во времена расцвета  объединяла множество народов и культур. Были в городе и за пределами города и православные приходы, которые подчинялись Сарской Епархии. Прихожанами являлись служивые воины – предки донских и уральских (яицких) казаков, русские купцы и  местные торговцы, невольные.

С развитием городов по реке Дон епископ Сарский получил и дополнительный титул - Подонский.

 

Великий князь Александр Невский несколько раз приезжал в Сарай для решения государственных вопросов к золотоордынскому хану. Будучи мудрым и дальновидным политиком, он ясно понимал, что восток меньше представляет угрозу для Руси, чем запад, и старался строить с Золотой Ордой мирные отношения.

Недалеко от села Царев в городе Капустин Яр (ныне город Знаменск- закрытое административно –территориальное образование (ЗАТО),  4-ый Государственный Межвидовый Испытательный полигон) после 2000 года построен белый храм с золотыми куполами в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В храме хранится частичка мощей святого. Храм был построен по инициативе администрации на пожертвования горожан. Свою лепту внес и Президент Путин В.В. – выделил 2 миллиона рублей из государственной казны. Город знаменит тем, что здесь были произведены в 1947 году пуски первых баллистических ракет, а потом запущены в космос первые спутники Земли.

Автору этих строк не удалось выполнить просьбу старосты храма святого Александра Невского Анатолия Демьяновича Чабанова, ветерана Вооруженных Сил, ветерана боевых действий, найти в окрестностях села Царева памятный камень с указанием о пребывании в этих краях князя Александра Невского. Места под Царевым мало изучены. Само село находится от шоссейной дороги на удалении двух километров, ближе к реке Ахтубе. Обширное поле, находящееся между дорогой и селом, пустое, там ничего не растет, ничего не сеят. Здесь находится археологическая охранная зона. Рядом у дороги установлена каменная стелла, гласящая о охране этой земли государством.

 

 

С ослаблением Золотой Орды двор епископа Сарского и Подонского перемещается в Подмосковье. В 1395 году Сарай-Берке полностью был уничтожен ханом Тимуром.

 

До революции село Царев получило существенное экономическое  развитие, получил статус города, стал одним из центров культуры и торговли Нижнего Поволжья. Строились двухэтажные кирпичные здания. Ныне –это обычное село со множеством нерешенных проблем. По причине отсутствия источников дохода население покидает село. Население здесь русское. В последнее время идет процесс прибытия на постоянное место жительства представителей народов Кавказа.

Особый интерес представляет название прилегающей маленькой деревни - Сарай.

Выше по течению реки Ахтубы находится деревня Маляевка, там живут татары. Это население –астраханские татары- потомки населения Астраханского ханства, Золотой Орды, может быть и Хазарского каганата.

Находящийся ниже по течению от Царева Харабалинский район заселен казахами. Это племя (джуз) казахов перекочевало из степей нынешнего Казахстана еще в 18 веке и приняло российское подданство. С тех пор они мирно живут и трудятся на этой земле. Но современные условия хозяйственной деятельности не легкие: торговля по Волге затихла, рыбы в Волге для торговли недостаточно, а за Волгой – степь.

 

Степной климат для человека средней полосы России покажется очень суровым. Летом отмечаются самые высокие показатели температуры для России. От жары вся степь высыхает и трава горит днем и ночью. Пламя идет сплошным фронтом, и это особенно видно ночью. При движении ночью по степи огонь является очень хорошим ориентиром. Огонь в степи никто не тушит. А дома, находящиеся на кошарах и урочищах, защищают путем пропашки прилегающий земли вокруг домов и строений.

Чернозема в районе Сарая не имеется, одна коричневая глина. Свойства у этой глины интересные, и они меняются в зависимости от сезона. Зимой, как и везде, грунт замерзает, превращается в гранит. Весной же от весенних талых вод земля превращается в болото. В ровной степи вода особо не утекает, а глина через себя не пропускает. В это время по грунтовым дорогам можно проехать только на специальной гусеничной технике высокой проходимости. Затем, после того, как в мае отцветут красным ковром степные тюльпаны, по высыхании грунта, глина переходит  опять в твердое состояние. При копке ям применяют наряду с лопатами топоры и ломы.

 

В мае начинается период «мошки». Это самое знаменитое время в году.

 Мошка- обычно говорят с ударением на последней букве- страшное бедствие для вновь прибывшего в эту местность человека. Эта мелкая муха, размножающаяся в чистых проточных водах в виде подводных личинок во время весеннего разлива Ахтубы, во множестве оккупирует ежегодно в одно и то же время всю набережную и степь. На улицу выйти невозможно: как пчелиный рой,  мошка нападает сразу, лезет в глаза, рот, уши, под одежду. Если комар своим хоботом только сосет кровь, то мошка кусает кожу, оставляя очень сильный зуд, опухоль, покраснение и посинение на теле, на месте укуса. Но мошка –«культурное» насекомое: в дом никогда не залетает. Даже если случайно вместе с одеждой попадает в комнату, то стремится к окнам.

Особенно сильно мошка нападает на приезжих. Вновь прибывший человек, как обычно, начинает махать руками, тем самым усиливая агрессивность и усиливая количество мух. Местные жители применяют к ним следующие средства: по возможности дети с матерями уезжают к родственникам в другие места, одевают на голову сетки с запахом керосина, мажут тело – руки, шею, особенно уши одеколоном «Гвоздика», носят с собой разные современные химические жидкости для периодического нанесения на тело. Эти жидкости далеко небезопасны для здоровья, но временно спасают от мух, их запах противодействует около часу, тем самым спасая уши, иначе их «сьест» мошка.

 

Учитывая свой степной опыт воины-монголы старались не вести военные действия весеннюю распутицу. Да в это время и кони бывают истощены после зимы. Летом и сейчас, в наше время,  кони пасутся табунами по всей степи свободно. Их особо усиленно и не охраняют: попробуй поймать такого степного коня.

 

Зима бывает суровой из-за постоянных пронизывающих степных ветров. Снегу может выпасть тоже много. Но здесь зима длится недолго: конец декабря, январь, февраль. В марте современные дачники уже сажают лук. Иногда в начале,  иногда в конце марта. Зимой ветра в основном бывают двух направлений: или северо-восточный, или наоборот,  на 180 градусов, юго-западный.

По направлению дыма из печной трубы  можно делать прогнозы погоды: если подул ветер с северо-запада, надо ждать сибирских морозов. Обычно ветра устойчивы, на несколько недель. Из-за отсутствия лесов, холмов и гор, погода неустойчива – все зависит от ветра. В течение месяца могут стоять 20-30 градусные морозы. В таких случаях в степь не рекомендуется выезжать – опасно. Нет леса -нет дров, согреться нечем. Если только снять колесо автомобиля и зажечь. Обычно в зимних условиях водители в обязательном порядке размещают в автомобиле запас дров.

Если ветер подует  юго-западный, то он черноморский, влажный и теплый. Тогда температура повышается до положительных значений, снег начинает таять. Вода в это время не утекает, а стоит в снегу, вызывая проблемы с обувью. Зимняя обувь быстро промокает, а в резиновых сапогах ноги мерзнут. А в тех местах, где убрали снег, выходит сразу грязь. Поэтому желают морозов, чем тепла. В степи вода собирается в низменности, образовывая лиманы, при лежащем снеге это место смотрится ровно, но можно туда провалиться в холодную воду. Поэтому следует ездить по испытанным грунтовым дорогам, даже если они очень плохие, залиты водой, глубина которой бывает и до метра.

Особенны опасны перемены ветра с юго-западного на северо-восточный, с теплого на холодный. Дороги в степи превращаются в сплошные ледовые ленты. Для современной техники  возникают трудности, связанные с замерзанием талой воды (конденсата) в различных трубках (топливных, масляных, воздушных). Тогда пуск двигателей становится проблемным.

 

К началу марта снег сходит, наступает солнечная пора. Приехавших  в это время в степь можно определить по лицу: у них кожа лица имеет красный цвет. Кожа лица от непривычного обильного солнечного света получает ожог.

Потом наступает пора сезонных ветров, становится холодно и пасмурно до мая. Степной ветер бывает такой силы,  что срывает головные уборы. Тут начинаешь понимать –для чего нужен в степи узкий срез глаз. Это- жизненная необходимость. Во –первых,  защита от ветра, во –вторых, защита от яркого солнца. И летом солнечный свет сильно действует на глаза, и зимой , особенно ближе к весне, отражение от белого снега вызывает боль в глазах.

Весной же, вовремя ветров, вся степь приходит в движение: по степи катится «перекати-поле», это прошлогодние травы-кустарники, которых ветер срывает и катит по степи. Такие «шарики» по размеру доходят до одного метра. Ветер их прибивает к  остановившимся машинам, иногда приходится их убирать, чтобы не мешали проходу к машине.

 

Летом грунтовые степные дороги превращаются в цементную долину: по колее лежит толстый слой серой пыли. Пыль садится на машину, на одежду, на лицо, заходит в кабины, в кунги. После езды в степи цвет лица имеет серый оттенок. Глаза только сохраняют свой естественный цвет. Пылью приходится дышать.

Обычно в жару ветра не бывает. Воздух от перегрева звенит. Если осмотреться, то весь горизонт открыт по всем сторонам. И ясно чувствуется , что Земля круглая – стоишь как будто на макушке холма, а вдалеке впереди –на границе земли и неба- земля резко уходит вниз, пропадая из виду. Бывает видно земной поверхности до 10 километров.

 

В это время может внезапно появиться смерч, подымая все на своем пути в воздух. Когда смерч идет по степи, где кроме полыни ничего нет, то он менее заметен, но доходя до мусорного или пыльного места, становится страшной силой. Такие кратковременные смерчи могут снести плохо закрепленную палатку, иные вещи. Увидев смерч, люди быстро прячутся по укрытиям.

 

В степи особые трудности с водой. Ее надо брать всегда с собой. На современных топографических картах степной зоны всегда указаны места нахождения артезианских колодцев- без них никуда. И эта очень полезная информация.

В современных условиях в районе золотоордынского Сарая  в степи колодцы находятся на удалении примерно в 10 -20 километрах друг от друга. Обычно колодцы такие находятся на кошарах, где пастухи, чабаны поят скотину. Это место бывает затоптанной, безжизненной, там никакой травы по кругу в диаметре до 100 метров не растет. При колодцах находятся небольшие сараи или домики, так называемые летники или зимники. Путники в этих местах обращаются к местным жителям в случае необходимости уточнить дорогу, правильно ли они едут. Ошибка может обернуться десятками километров возврата или поиска дороги. Днем можно еще определиться по каким –нибудь ориентирам: перекресток дорог, брошенная вещь, закопанный столб, урочище с несколькими деревьями бывшей кошары и деревни. Ночью абсолютно все ориентиры исчезают: видна только площадка перед фарами. В этом случае поможет только компас и спидометр, топокарта. В крайнем случае в ясную погоду можно определиться своим местоположением по Полярной звезде.

Для чабанов колодец – это центр жизни. Сюда они приводят свои стада овец, коров, коней. Молоко коровье очень кислое, потому что пасутся в степи, где растет полынь. Это молоко напоминает отвар полыни, который очень полезен при болезнях кишечника. Но пить такое молоко надо привыкнуть.

Водой  увлекаться особо не следует. Во избежание разных инфекционных болезней, которых здесь в такую жару множество, следует строго соблюдать правила личной гигиены. Желательно иметь личную фляжку с кипяченной питьевой водой, которую необходимо иметь при себе.

 

Вот, такое краткое описание места и климата города Сарай, где находилась Сарайская Епархия.

 

2010 г. Степанов В.В.

 


Назад к списку